Популярность фильмов в Советском Союзе измерялась пустотой улиц. Рекордсменами по этому показателю были «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя» и… мультфильм «Приключения капитана Врунгеля». Когда в 1979 году первый мультипликационный сериал вышел на телеэкраны страны – детей во дворах не было. Десять минут, пока шла очередная серия «Врунгеля», все советские мальчишки и девчонки, а также их родители, смотрели мультик. Граждане в СССР узнали, что такое парусная регата, что можно держать «в банко миллионо и плеванто на законо» и много чего еще из заграничной жизни. А все потому, что на «Киевнаучфильм» сняли авантюрную ганста-вояж-историю, которая мгновенно завоевала сердца советской аудитории. Это был настоящий прорыв в отечественной мультипликации.

От агиток до кино

Появление такого, совершенно выпадающего из всех представлений о детском кинопродукте мультфильма, обусловлено несколькими причинами. 

Во-первых, «Киевнаучфильм» был далеко от проверяющего и ставящего задачи центра. Периферия, от которой мало кто ожидал каких-то прорывов и новаций. Изначально студия называлась «Техфильм» и была создана на базе отдела Киевской кинофабрики 1 января 1941 года. Открытие студии пришлось на время Великой Отечественной войны. Именно поэтому, переехав на время в Ташкент, «Техфильм» принялся за создание образовательных и агитационных фильмов для Красной Армии. В 1944 году произошел переезд обратно в Киев. Через 10 лет, в 1954 году студия получила название «Киевнаучфильм» — сокращенное от «Киевская киностудия научно-популярных фильмов».  

Если судить по названию студии, вполне понятно, что на «Киевнаучфильме» производство мультипликационных фильмов было далеко не главным направлением. И это – во-вторых.

И в-третьих, именно в открывающуюся киевскую студию анимации в 1959 году пришел работать художник-самоучка Давид Черкасский, инженер с «Проектстальреконструкций». Сам Черкасский утверждал, что ему просто повезло: руководство, которое отбирало художников, ничего не смыслило в анимации. Будущего создателя «Врунгеля» зачислили в штат, а вскоре даже отправили на недельную стажировку в «Союзмультфильм». Тогда мало кто мог представить, что бойкий и несерьезный Черкасский создаст мультфильмы, которыми будет засматриваться вся страна. 

Не советские персонажи и детская рок-опера

До момента, когда советские люди узнали, что можно держать «в банко миллионо и плеванто на законо», еще было время. И Черкасский вполне в духе времени создавал заказные анимационные фильмы. Уже тогда было понятно – от него можно ожидать чего угодно. К примеру, именно он сделал мультфильм по заказу партии, посвященный противопожарной безопасности в виде детектива – «Тайна черного короля». Потом была экранизация «Мистерии-буфф», где Черкасский совместил анимацию с живыми актерами. Правда, эту картину быстро отправили на полку. Было еще немало других работ пока на «Киевнаучфильм» не пришел заказ от московского объединения «Экран» на съемку мультфильма по сценарию писателя Ивана Воробьева по книге Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». Черкасский, с детства любивший это произведение, с энтузиазмом принялся за дело. Киевскому аниматору не хватало в сценарии «драмы», и он добавил кражу статуи Венеры, после чего возникли Шеф, гангстеры и агент Ноль Ноль Икс. 


Команде Черкасского поставили очень ограниченные сроки. По стандартным правилам 10-минутный мультфильм делали 8-9 месяцев, но заказчики торопили. Чтобы ускорить процесс, приходилось идти на хитрости: использовать сочетание анимации со съемками настоящего моря и вставками из живых фильмов. Потом это назвали смелым экспериментом. Большинство комичных моментов из книги режиссер сохранил. Но непринужденно объединил его с собственными идеями и шутками, которые очень оценили взрослые зрители мультфильма. Как ни странно, чиновники не придрались ни к очень взрослым темам, ни к мафии в детском мультфильме, ни даже к песням в стиле «постоянно пьём «Чинзано».

Следующей этапной работой стала детская рок-опера «Айболит». Эта картина не вызвала такого всероссийского успеха как «Приключения капитана Врунгеля». Поскольку была явно адресована на детскую аудиторию. Но для команды Черкасского она стала ступенькой повышения мастерства и разработки собственного стиля. У киевлян появился собственный узнаваемый язык. Специалисты отмечали не только фирменную «кинематографичную» подачу, но и немало необычных художественных приёмов: наезды камеры, искаженные кадры, необычные ракурсы.

Триумфом, не побоимся этого слова, анимации «Киевнаучфильма» стал «Остров сокровищ».

Сокровища «Острова сокровищ»

Главное отличие «Острова сокровищ» от предыдущих популярных работ Черкасского — обилие вставок с живыми актёрами. Режиссёр, как и в предыдущих случаях, утверждает, что их добавили так много, чтобы сократить работу аниматоров. Дальше в эти сцены хотели дорисовать больше мультяшных персонажей, но не успели: студии поставили жёсткий срок сдачи, так что все работники могли лишиться премии. 

Музыка, юмор, работа аниматоров – получили высшую оценку у зрителей. Дети видели захватывающую авантюрную историю, а взрослые – пародии на реалии тех дней, начиная от повального увлечения дзюдо и заканчивая шпионской отечественной сагой «Семнадцать мгновений весны».

Признали «Остров сокровищ» и профессионалы: мультфильм украинских аниматоров взял награды на фестивалях анимации в Киеве, Минске и Чехословакии. Нужно сказать, что в 80-х годах прошлого века продукция «Киевнаучфильма» получала высокую оценку: более 300 фильмов, созданных на студии, были отмечены призами и дипломами на всесоюзных и международных кинофестивалях.

С наступлением 90-х годов и распадом СССР стране стало не до мультфильмов. Студия постепенно пришла в упадок и производство фильмов почти прекратилось. Именно тогда, в 1992 году, американские продюсеры заинтересовались «Островом сокровищ». Мультфильм закупили для проката в США. Американцы заставили Черкасского вырезать из него все живые вставки, решив, что детям такое сочетание неинтересно. Также подверглись купюре все «характеристики» героев. В результате хронометраж сократился на полчаса. Полностью переозвучены все герои, совсем поменяли саундтрек. Но даже после всего этого – американцы пришли в восторг от советского мультика.

Наше общее советское детство

Правопреемником «Киевской киностудии научно-популярных фильмов» с 1993 года является «Национальная кинематика Украины», а мультипликационных фильмов — созданная в 1990 году «Укранимафильм». 

Давид Черкасский пытался снимать еще мультфильмы, даже в 1992 году в Ялте работал над проектом «Безумные макароны или ошибка доктора Бугенсберга». Но работа была остановлена из-за отсутствия финансов, полного распада студии и продажи всех материалов. Часть уже отснятого материала положили на полку и он, по мнению режиссера, «устарел». Было предложение переделать «Остров сокровищ», заменив героев на животных. Но и эта задумка замерла на стадии пилотного выпуска. Также Черкасский упоминал о заказе на «Старика Хоттабыча». К сожалению, больше Черкасский не снял ни одного мультфильма. Режиссер вынужден был заниматься рекламой. «Нет студий, нет команды. Начинать всё сначала тяжеловато» – объяснял он свое мультипликационное молчание. 

В 2018 году Давид Черкасский умер в возрасте 87 лет.

Интересно, что на Западе мультфильм «Остров сокровищ» считают русским. Простым любителям мультиков все равно, что снимала его многонациональная команда творческих людей, объединенных студией «Киевнаучфильм» (режиссер еврей Давид Черкасский, художник-постановщик бурят Радна Сахалтуев, актеры- одесситы из театра «Гротеск» и другие). Зритель считает этот мультфильм советским, а значит, – русским. И, слава богу, пока еще украинцам не пришло в голову начать делить или переименовывать наше общее советское детство. 

Фото: https://www.soyuz.ru/, https://ekogradmoscow.ru, https://stuki-druki.com/, https://fishki.net/, https://kartinkin.net/, https://placepic.ru/