Кто такие казачки?

«Лица круглого и румяного, глаза темные, большие, собою плотные и черноволосые, к чужестранцам неприветливы». Так в XVIII веке описывал живших на Дону женщин первый историк казачества Александр Ригельман.

Откуда же взялись эти красавицы, как удавалось им «составлять партию» вольным казакам, для которых поначалу было особой «лихостью» не иметь жены вовсе.

В XVI-XVIII веках казаки регулярно ходили в походы против басурман – на Крымское ханство, владения Блистательной Порты, на Кавказ и в Закавказье. В качестве трофея они приводили себе заморских пленниц, которых на татарский манер называли «ясырками» (узницы войны).

Сохранились сведения, что только зимой 1634-1635 годов казаки привели в свои городки 800 женщин с Чубура и 935 с Очаковской косы.

Первым делом девушек крестили по православному обычаю, давая им привычные на Руси имена. Мусульманки Заиры, Дайры, Надиры становились Зоями, Дарьями и Надеждами. Казаки брали их в жены: жениться со временем стало престижно. Считалось, если ты живешь на границе и у тебя есть супруга, дети – значит, ты достойный воин, можешь семью прокормить и оборонить.

Известно, что запорожские и донские казаки в основном женились на страстных турчанках, персиянках, дочках греческих купцов; терцы – на своих соседках дагестанках и чеченках; уральцы – на ногайках и сартянках, яицкие казаки брали в жены казашек и узбечек.

Пленницы-ясырки в большинстве своем были мусульманками из зажиточных, богатых, а частенько и благородных семейств, привносили в быт казачьих общин культуру и обычаи своих народов и положительно влияли на казака-воина.

Постепенно количество «полонянок», привозимых из походов сошло на нет. К началу XIX столетия служивые стали заключать браки в основном в пределах сословных границ и вели под венец местных красавиц.

 

Порядки в казачьей семье

Как пишет Иван Кандауров в своей книге «Донские казаки», женщина долгое время была в глазах казака всего лишь рабыней, вещью, в крайнем случае, домашней хозяйкой: «От Бога так показано, чтоб казаку старше бабы быть». Поэтому поначалу казачкам приходилось терпеть к себе неуважительное отношение, а нередко и жестокие побои.

Со временем порядки в казачьей среде менялись. По словам краеведа и публициста Галины Астапенко, этому способствовало частое и долгое отсутствие дома главы семьи. Пока муж был на ратной службе, жармелка (солдатка) одна воспитывала детей, ухаживала за стариками, на ней было все домашнее хозяйство.

 

Скотина, огород, а то и виноградник, земельный пай, готовка, стирка, глажка, шитье и запасы на зиму – все было по плечу справным «жинкам» и со всеми трудностями они справлялись.

За каких-то два века «рабыни», невольницы и чужестранки стали полноправными представителями казачьего общества, заняли в нем особое место. Парубки обращались к казачкам со словом «мамаша» и, завидя ее, вставали. Ровесники называли «сестрой», а почтенные казаки – «дочкой».

 Кроме навыков по ведению домашнего хозяйства, казачки имели понятие, как ухаживать за лошадьми, которые подчас отличались очень свирепым нравом, брыкались и кусались. Также они умели обращаться с оружием (шашкой, ружьем), управлять подводой, оседлать коня. Поэтому уважение к своим женщинам у казаков просто не могло не появиться.

Не удивительно, что «Казак… невольно чувствует ее (женщины) превосходство. Весь дом, все имущество, все хозяйство приобретено ею и держится только ее трудами и заботами», писал Лев Толстой в книге «Казаки».

А вот какой пример описан в повести казачьего писателя Гария Немченко:

«В 1914 году утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженной в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и срубил его».

«Люб – не люб» – выходи на Круг

Отношения между казаком и казачкой были уважительны и равноправны. Пренебрежительное отношение к женщинам жестоко пресекалось в казачьих общинах. К примеру, за изнасилование казака могли и казнить. Недавней полонянке дозволялось такое, о чем баба на Руси даже мечтать не могла.

Например, бытовал обычай, благодаря которому дончанка могла спасти жизнь смертнику при всем честном народе. «Молодого казака, приговоренного к смерти, подвели к плахе и начали зачитывать обвинительную печь. И когда палач уже готов был привести приговор в исполнение, из толпы вышла девушка и накрыла платком его голову». Об этом пишет историк Г.П. Надхинын.

Так девушка свидетельствовала перед станичниками, что берет на поруки оступившегося вояку, который, став главой семьи, выкинет всю дурь из головы.

Казачка могла быть даже инициатором развода. Она имела право выйти на Круг со словами «Не люб», и ей даровалась свобода от семейных уз и доставалась половина имущества. Позже, когда брак стал в обязательном порядке освящаться церковью, а молодые венчались в храме, развестись стало практически невозможно.

После гибели мужа вдова наследовала его имущество и даже тогда, когда казака казнили свои же. Также она могла рассчитывать на пожизненную заботу и поддержку общины.

У вольных донских казаков еще в дореволюционные времена даже праздник был особый – День донской казачки. Отмечался он 21 ноября, и уже в ХІХ–начале XX века в этот день стали проводиться балы, главный из которых – донской – проходил в Собрании армии и флота с приглашением казаков всех войск, юнкеров, офицеров казачьих гвардейских полков, а также чиновников, студентов, ученых.

Героини и графини

Казак В.А. Дронов в своей книге «Казачий присуд» писал, что женщины были особым кланом, со своими обычаями. Казачка могла получить медаль «За усердие» за домовитость, благопристойное поведение и если снаряжала на службу не менее трех сынов. Такие женщины пользовались почетом и уважением, сам атаман склонял пред ними голову.

В случае опасности казачкам случалась не раз брать оружие в руки и отстаивать от басурман свои станицы. Были среди донских казачек и настоящие героини.

История помнит оборону Азова в 1641 году, в то время – новой казачьей столицы. Крепость атаковали 227 тысяч янычар, спагов и наемных иноземцев силистрийского паши Гуссейя Делия и крымского хана Бегадыря Гирея. Им противостоял шеститысячный казачий гарнизон, а также 800 казачек, которые не только заряжали ружья своим мужьям, но сами метко стреляли в турок.

Легендарной воином-казачкой стала Прасковья Куркина из станицы Нагавской (сейчас в Котельниковском районе Волгоградской области, левобережье Дона), которая служила в полку Балабина во время польской кампании 1792 года. Она стала первой женщиной, удостоенной офицерского звания в российской армии и кавалером двух орденов.

 

Время не стоит на месте, а вместе с ним и культура, и просвещение. И в высшем свете уже стали появляться прекрасные женщины – потомки бывших ясырок – смуглолицые красавицы, пленившие не только своей внешностью, а острым умом и особенным характером. Первыми графинями из русских дворянских родов казацкого происхождения были дочери из семей Орловых-Денисовых, Матвея Платова, а также фрейлины императриц: Себрякова, Ефремова, Жирова, Карпова и многие другие. Все они окончили высшие учебные заведения, университеты, различные высшие женские курсы.

Графиня Мария Александровна Орлова-Денисова 

Однако какая бы горячая кровь не текла в жилах образованных казачек, их взгляды оставались весьма консервативными и верными заветам старины. Всем им были чужды модные учения «народников» и революционные идеи, среди казачек-курсисток не было ни революционерок, а тем более террористок. Высшим нравственным идеалом для потомков казачек был Господь, а из земных ценностей – семья и домашний уют.