Сегодня донской регион ассоциируется со многим: казаки, рыба, раки, аэропорт «Платов», ростсельмашевский комбайн. Но донские власти в лице департамента потребительского рынка хотят дополнить этот ассоциативный ряд донским виноделием. И для этого многое имеется: природно-климатические условия для собственного производства, виноградарские хозяйства и винодельческие предприятия, в каждой станице есть свои секреты и традиции по приготовлению домашнего вина. Что же необходимо, чтобы Ростовская область получила славу винодельческого региона. Об этом на встрече с журналистами говорили директор департамента Ирина Теларова и Президент Восточно-Европейской Ассоциации Сомелье и Экспертов, членом Российской и Итальянской Ассоциаций Сомелье Алексей Винник.
Пить культурно и отечественный продукт
В первую очередь Ирина Теларова напомнила всем присутствующим, что Ростовская область самый северный регион возделывания винограда, поэтому именно на Дону появились высококачественные и уникальные вина, которые порой не только не уступают, но и превосходят импортные напитки. В привлекательности местных вин все смогли убедиться во время проведения ЧМ-2018, иностранцы высоко оценили их вкусовые качества. Ирина Вячеславовна отметила тенденцию изменения направленности осознанного потребления винодельческой продукции в сторону отечественного производителя. А там, где есть спрос - есть и предложение.
По итогам девяти месяцев года объем производства в этой сфере составил 320 дал (или 4,5 млн бутылок), что на 9,2% больше, чем год назад. Кроме того, возобновил производственную деятельность завод «Цимлянские вина» – старейшее донское предприятие. Хотя на заводе по требованию кредиторов и введены конкурсные процедуры, это ни в коей мере не мешает восстановлению производства. В сентябре с линии розлива сошла первая после продолжительного перерыва бутылка.
- Конечно, мы работаем не только над увеличением производителей в этой перспективной для экономики области отрасли, но и над воспитанием культуры пития, - отметила Ирина Теларова. – И для этого просто необходимо обеспечить наших граждан в первую очередь безопасным потреблением. Чтобы люди приобретали вино высокого качества, на законных площадках реализации, чтобы продукция была лицензирована, имела сопроводительные документы, которые можно было бы проверить.
Перспективы и проблемы винодельческой отрасли
В первую очередь, необходимо восстановить такое звено как образование, считают в департаменте. Технологов, специалистов по выращиванию винограда, можно пересчитать по пальцам. С 2013 года открыт образовательный проект в кластере «Долина Дона», уже есть выпускники ДГТУ. Но пока их мало. Особенно нужны технологи, которые смогут работать с нашими автохтонными сортами винограда, поскольку именно вина из местного винограда представляют особый интерес на винной карте мира.
Во вторую очередь, нужно уделить внимание такому направлению, как создание сопутствующих производств. То есть появление заводов по изготовлению тары, упаковки, аппаратуры для переработки винограда. Возможность предоставлять такое оборудование в аренду, во время сезона переработки. К сожалению, в части оборудования виноделы пока еще зависят от импортных производителей.
- С 2017 года мы активно работали над этим вопросом, - рассказала Ирина Вячеславовна. - И сегодня компания «Бизон» уже готова поставлять некоторое оборудование. Тестовые поставки уже запланированы.
Третьим направлением, которое также активно развивают, стало развитие туризма. Пока в кластер входят три туристические компании, в которых организованы соответствующие маршруты. Спрос на эногастрономический туризм растет по всему миру, и Ростовской области есть, что показать путешествующим гурманам.
И наконец, четвертая задаче для развития винодельческой отрасли Дона – реализация продукции. Это и создание винных карт донской продукции в точках питания, закупочные сессии, и появление в крупных магазинах специальных полок с продукцией кластера «Долина Дона», и проведение фестивалей, ярмарок.
- Большинство проблем винодельческой отрасли, с которыми мы встречаемся в России, лежат в культурологической плоскости, - включился в беседу Алексей Винник. - В виноделии есть такое понятие как репутация, это отрасль долговременная, то есть внук не должен уронить репутацию своего деда-винодела. Этого репутационного института нет в российском виноделии, к сожалению. Классическое нормальное винодельческое хозяйство может быть выведено на уровень окупаемость через 25 лет. Это нормальный процесс. И к этому нужно быть готовым.
Красностопом по Европам
Более того, по мнению Алексея Винника, нужно понимать, что донские вина из автохтонных сортов винограда пока не известны в мире.
- Не нужно надеяться сразу покорить мир, - говорит Алексей Винник. – На это уйдет очень много времени, сил, инвестиций. Пока нужно продавать свое вино здесь, увеличивать поток туристов, которые могут его тут попробовать.
При этом Ирина Теларова заметила, что на недавней винодельческой ярмарке в Италии от стенда с донскими автохтонами не отходили все сомелье, присутствующие на международном форуме. Именно наши уникальные донские вина стали открытием выставки.
Как бы там ни было, пока Европа знакомится с нашими винами, донские производители пытаются возродить традиции собственного виноделия при информационной поддержке донских властей, научных и общественных организаций.
0 комментариев