Быть или не быть дарвиновской теории эволюции в школьной программе? Такой вопрос не мог даже возникнуть в советской школе.

Даже появление в российских образовательных программах предмета «Мировые религии» и православных батюшеки, которые пытались его преподавать, постамент под теорией эволюции Дарвина тоже раскачали. Периодически общество охватывали всевозможные теории возникновения видов на Земле, вплоть до инопланетных, но в школах по-прежнему рассказывали о том, как труд создал из обезьяны человека.

До той самой поры, когда бывший председатель правительства Чечни Муслим Хучиев предложил исключить теорию Дарвина из школьных учебников.

Инициатива кавказского религиозного деятеля вызвала бурные обсуждения в обществе. В ожидании столкновения ученых и священников россияне запаслись попкорном и погрузились в интернет. Но в 21 веке крестовых походов не случилось.

Комиссия РАН по борьбе с лженаукой спокойно и даже с долей юмора отреагировала на призывы запретить теорию Дарвина. В заявлении ученых написано, что отказ от преподавания в школе теории Дарвина приведет к увеличению научной безграмотности, а знакомство с этой теорией способствует «духовному разложению» не больше, чем изучение таблицы Менделеева, начал термодинамики или устройства Солнечной системы. Члены Комиссии напоминают, что в настоящее время как в России, так и в мире, вопрос о происхождении человека не является предметом спора среди профильных специалистов — биологов, антропологов и палеонтологов. Также этот вопрос не является вопросом веры. Конечно, к спорам по поводу теории эволюции Дарвина ученым не привыкать, они идут уже около 150 лет. За это время теория эволюции не устарела, а наоборот, стала основой современной биологии. Эволюция человека изучена в подробностях; счет ископаемым находкам предков человека идет на тысячи. Всем, кто желает быть в теме, ученые советуют посетить экспозицию на эту тему в Биологическом музее им. К.А. Тимирязева в Москве.

Мудрую позицию по этому вопросу заняли и последователи Божественного происхождения человека. В частности, глава РПЦ патриарх Кирилл заявил, что эволюция не противоречит Божьему замыслу.

«Бог создал потрясающую Вселенную, Он вложил в нас способность к развитию. Иногда говорили, что эволюция против, так сказать, Божиего замысла – она не против Божиего замысла, она свидетельствует о невероятном Божественном замысле, когда человек своими силами, опираясь на внешние факторы, может развиваться таким образом, как это произошло в результате эволюции», – сказал Первосвятитель во время посещения Лабораторного комплекса Научно-технологического университета «Сириус» в Краснодарском крае.

По словам патриарха, для него «эволюция никогда не была фактором антирелигиозных аргументов».

С вопросом «быть или не быть» теории эволюции Дарвина в школьных учебниках корреспондент «Южной службы новостей» обратился к председателю Ростовской областной организации Общероссийского Профсоюза образования Владимиру Гайворонскому.



«Мнение профессионального сообщества педагогов неоднородное. Мы с коллегами по профессиональному союзу обсуждали эту тему, но пока министерство просвещения никаких рекомендаций и решений по этому вопросу не давало, – говорит эксперт. – Действительно, существует несколько теорий появления человека, но пока теория естественного отбора самая научно обоснованная. Так что во всех школьных программах у нас теория Дарвина остаётся. И резко ее исключать – как-то непродуманно. Конечно, существуют течения, утверждающие, что теория Дарвина безнравственна и античеловечна, что она доказана не на 100%, и еще много чего. Но все равно ничего лучшего на текущий момент пока нет. Ее никто не опроверг. Есть просто другое мнение у духовенства, как у православного, так и мусульманского. В советской и российской школах, в вузах теория Дарвина преподавалась и преподается. Если мы молниеносно все перечеркнем и скажем, что все это время учили детей неправильно, то поставим под сомнение авторитет наших педагогов. Это не совсем правильно».

Фото: https://profkom.sfedu.ru/, https://sirius.gov.ru/, https://avatars.dzeninfra.ru/