Во все времена независимо от принадлежности к той или иной религиозной конфессии людям хотелось жить лучше. Сегодня радикальные исламистские проповедники, спекулируя на этом естественном желании людей, вспоминая «золотой век» ислама (610-661 гг., период проповеднической деятельности пророка Мухаммеда и правления первых четырех «праведных» халифов), распространяют свою  идеологию радикального, чудовищно политизированного ислама, который сегодня часто именуют термином «исламизм».

Природу радикального ислама (исламизма) объясняет востоковед, доктор философских наук, профессор Института социологии и регионоведения ЮФУ, эксперт Российской академии наук Игорь ДОБАЕВ:

- Спекулируя  на современных социально-экономических проблемах стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, других уголков «исламского мира» радикальные исламисты вбрасывают понятные людям лозунги. Мусульманам рассказывают, какой была хорошей жизнь при Пророке, как люди жили в обеспеченности и равенстве. Однако со временем ислам «замутнился», поскольку в него были привнесены «греховные» нововведения. Людям объясняют, что все беды не только от “неверных», но и от того, что мусульмане стали плохими – от них остались лишь исламские имена, ими забыты божественные каноны, предписанные исламом. И чтобы опять стало хорошо, как при жизни Пророка, ислам надо очистить от «греховности», поддерживаемой т.н. «врагами ислама».  Среди них не только «каферы» («неверные»), но и собственно некоторые категории мусульман — лицемеры («мунафиккун») и  отступники («муртаддун»). Радикальных исламистов часто называют такфиритами-джихадистами, поскольку в их идеологических доктрина доминируют два главных конструкта – такфир (обвинение в неверии) и джихад (война с «врагами ислама»). Эти понятия существовали в исламе почти всегда, начиная с мединского периода развития ислама, еще при жизни Пророка. Но в последние десятилетия они наполнились более жестким содержанием.

-  Кого сегодня радикальные исламисты обвиняют неверии, применяя к ним процедуру такфира?

– Христиан, иудеев, буддистов и, в целом, всех немусульман.  Однако печальнее всего то, что острие обвинения в неверии направлено и на самих мусульман, тех, кто не разделяет идеологию радикального исламизма и не влился в ряды религиозно-политических экстремистов и террористов, прикрывающихся исламским вероучением (их причисляют к «отступникам» или к «лицемерам»).

К «отступникам» на Северном Кавказе, например,  причисляют представителей республиканских и местных органов власти – чиновников, судей, прокуроров, а также и силовиков из числа местного населения. Посмотрите, сколько там случаев убийства полицейских... Джихадисты выделяют и «лицемеров», якобы притворяющихся мусульманами, а на самом деле верящих неправильно или неискренне. К ним относят представителей традиционного мусульманского культа. Именно потому за последние годы на Северном Кавказе и в Татарстане убиты несколько десятков таких людей.

- Сегодня  в исламе зримо выделились два течения: радикальное и реформаторское. В чем у них сходство и различие?

Да, сегодня мы видим два таких течения в исламе: радикальное, псевдореволюционное, кровавое, безжалостное и модернистское, которое действительно можно назвать реформаторским. Последнее готово учитывать современный миропорядок, реалии, готово уживаться и взаимодействовать  со светской властью, приспосабливая ортодоксальный ислам к современным реалиям.

Основными методами распространения своей идеологии адепты радикального исламизма избрали пропаганду, именуя ее «исламским призывом», вслед за чем уже следуют терроризм, диверсии, войны. Да и лозунг у них «Назад, к Корану», к средневековью говорит сам за себя.

- Как не попасть под воздействие идеологии радикалов?

– Доктрины исламизма разрабатываются достаточно грамотными людьми. А мотив у потенциальных потребителей такого рода идеологий – протест против социально-экономического и политического состояния общества, где эти идеи внедряются. Когда накапливается критическая масса проблем, и жизнь людей видимо ухудшается, возможны и проамериканские перевороты, такие, как «арабская весна» в Тунисе, крах режимов в Египте, Ливии, Сирии, где были использованы идеи радикального исламизма. Жители этих стран видели порой, что государство идет не туда, население нищает, а правящие классы исламом лишь прикрываются.  Внутренние конфликтогенные факторы при этом активно стимулировались извне, ввергая ситуацию в той или иной стране в состояние резонансного разрушения. Похожие настроения владели людьми и на Северном Кавказе – фатальное расслоение общества, чудовищная коррупция правящих кругов на фоне исламизации практически всех северокавказских республик. К сожалению, идеи исламизма давно вышли за пределы СКФО и присутствуют среди мусульман и в других регионах России.

В Ростовской области, например, местные мусульмане всегда исповедовали традиционный ислам. Так было десятилетиями, пока ростовская компактная община мусульман была представлена в основном пензенскими татарами, давно переселившимися на Дон. Но за последние десятилетия доля таких традиционалистов становится все меньше – к нам приезжают мусульмане не только из северокавказских республик и государств бывшей советской Средней Азии, но из государств т.н. «дальнего» зарубежья.

Здесь остаются, например, те, кто некогда обучался в России – афганцы, арабы, мусульмане из других стран. Изменяется состав мусульманской общины – меняются и настроения в ней…

В советские времена наши муфтии получали традиционное образование исключительно на территории СССР – в медресе Мир-и Араб в Бухаре, например, или в специальном исламском вузе в Ташкенте. Но с конца 80-х годов духовенство стало стажироваться за рубежом. А молодых стали отправлять на учебу в духовные учебные заведения исламских стран. Возвращаясь оттуда и становясь имам-хатыбами, проповедниками, они порой ведут странные проповеди в духе политического и даже радикального ислама. Согласно ему, врагом становится даже тот, кто уподобляется неверным в речах, в одежде, кто празднует Новый год, кто восхваляет достижения неверных.

Имея такие взгляды, человек отчасти выпадает из окружающего общества, но зато привлекает к идеям радикализма других мусульман, молодежь – в первую очередь. На фоне социально-экономических проблем – безработицы, невозможности получать достойную зарплату, низкого уровня жизни даже среди работающих, проблем с жильем, невозможности порой получить бесплатное образование – эти идеи могут казаться очень привлекательными. В таких условиях вербовать сторонников радикального ислама просто, людям легко заморочить голову.

– Что можно противопоставить влиянию исламских радикалов на молодежь?

– Только грамотную молодежную политику. По данным Национального антитеррористического комитета (НАК РФ), в идеологической сфере мы пока проигрываем, хотя работа ведется огромная – организовываются мероприятия, проводятся семинары и конференции, изготавливаются ролики и уличные растяжки. Но все это рассчитано на широкий круг молодежи. А работать надо избирательно. На Северном Кавказе, в республиках Поволжья, в Западной Сибири, где местное население – мусульмане, нужна одна молодежная антитеррористическая политика. А в Архангельске, например, или на Чукотке, где мусульман явно немного, – другая.

Надо учитывать, что и среди молодых мусульман есть очень разные люди – и законопослушные, и колеблющиеся, и уже перешедшие на сторону исламистов, и те, у кого руки по локоть в крови… А нас должны интересовать в первую очередь те, кто пока колеблется, но уже находится в зоне риска.

Выявить таких людей можно с помощью социологических опросов. А дальше – вести с ними серьезную целенаправленную профилактическую работу на научной основе. С этим сложно, поскольку в России сегодня очень мало серьезных исламоведческих центров, где бы проводились соответствующие исследования. Два года назад из-за нехватки финансирования был закрыт единственный в своем роде Институт религии и политики, созданный выдающимся отечественным исламоведом А. А. Игнатенко. Кстати, именно ему принадлежит фраза «каждый исламист – мусульманин, но не каждый мусульманин – исламист...»