За спиной у России Казахстан пытается реализовать проект Транскаспийского международного транспортного коридора (ТМТК) также известный как Срединный коридор, который начал работать в 2017 году. Кроме того, Астана повышает объем экспорта нефти через Азербайджан, стремясь диверсифицировать вывоз энергоресурсов по нероссийским маршрутам. Казахстан, Азербайджан и Турция ведут двойную игру, которая не выгодна для России. Однако у Москвы есть свои козыри, которые в конечном итоге помогут ослабить позиции Казахстана в Центральной Азии.

Отметим, что Срединный коридор стал важным торговым маршрутом между Европой и Азией, предлагая значительные экономические выгоды и сокращение времени транзита. ТМТК открывает новые возможности для грузопотоков в Азии, позволяя доставлять товары на Ближний Восток, в Северную Африку и Средиземноморье благодаря интеграции портовых соединений в Турции.

Сейчас Казахстан за спиной России пытается увеличить транспортировку товаров из Китая в Европу через ЦАР, Азербайджан и Турцию. 

«Мы намерены систематически увеличивать грузопоток по этому маршруту и довести его до 500 000 контейнеров в год к 2030 году», — заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении на первом саммите Совета сотрудничества стран Центральной Азии и Персидского залива в Джидде в Саудовской Аравии.

Кроме того, правительство Казахстана решило пойти дальше. Они намерены стремительно увеличивать мощности нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» в целях «диверсификации экспорта» энергоресурсов по нероссийским маршрутам.

Транспортировка казахстанской нефти на экспорт на европейские рынки через Азербайджан увеличилась на фоне генерального соглашения, подписанного ранее между азербайджанской SOCAR и казахстанской национальной энергетической компанией «КазМунайГаз». Фото: Caspian News

Несмотря на нечестную игру Астаны, Баку и Анкары, которые ведут ее явно не в интересах Москвы, у России есть свои инструменты воздействия.

Так, используя сотрудничество с КНР, Россия может полностью отказаться от параллельного импорта с территории Казахстана. По данным главного таможенного управления КНР, товарооборот между Россией и Китаем за первое полугодие 2023 года увеличился более чем на 40%. Такой подъем для Китая был самым значительным среди всех основных торговых партнеров: оборот КНР с Сингапуром вырос на 23%, а с Канадой всего на 17%.

Также имеются перспективы для развития российско-иранского коридора из Каспийского моря «Север — Юг». Это поможет наладить экспорт между странами сельскохозяйственных товаров, предназначенных для рынков Ближнего Востока. С этой целью Иран и Россия объединяться и приступят к более тесной координации по инфраструктурным проектам, таким как железные и шоссейные дороги. Более того, коридор «Север — Юг» приобретает заслуженное внимание и развитие. Несмотря на трудности, Россия готова вкладываться в дальнейшее развитие торгового коридора, который в ближайшем будущем может стать основным торговым путем для импорта товаров РФ. 

Добавим, что Узбекистан принял решение о строительстве терминалов в иранских портах Бендер-Аббас и Чобахар. По мнению директора Центра исследовательских инициатив Ma'no Бахтиёра Эргашева, это считается значительным прорывом. По его словам, следующим совместным проектом должна стать модернизация железнодорожного перехода «Теджен-Серахс», где построят терминал для смене вагонных колесных пар с советской колеи на иранскую и обратно. Эргашев призывает привлечь все страны Центральной Азии, Китай и Россию к этой идеи. Совместные усилия заинтересованных сторон позволят создать серьезный мультимодальный транспортный коридор. 

«Это может быть совместный проект с участием Ирана, стран ЦАР, России и Китая. И тогда, в случае окончания строительства железной дороги «Чобахар-Захедан» с модернизацией перехода Теджен-Серахс, мы получаем серьезный мультимодальный транспортный коридор с выходом на океанский порт Чобахар», – заключил директор Центра.

Фото: podrobno.uz

Подчеркнем, что по мнению аналитиков американского журнала Foreign Policy, реализация данной инициативы кардинальным образом сократит зависимость России от Турции, увеличив ее возможности для экспорта зерна и углеводородов в обход Босфорского пролива.

Не мало важным еще является тот факт, что развитие маршрута к Чобахару также, с высокой долей вероятности, исключит участие Туркмении в проекте ТМТК, значительно ослабив позиции Казахстана в Центральной Азии.