Транспортный коридор «Север — Юг» в перспективе будет конкурентом Суэцкого канала. Такое мнение премьер-министр РФ Михаил Мишустин высказал на встрече с премьер-министром Азербайджана Али Асадовым на заседании глав правительств СНГ и Евразийского межправительственного совета, который в эти дни проходит в Сочи.

— В качестве одного из перспективных направлений мы рассматриваем совместно транспорт и логистику. Мы можем и должны использовать выгодное географическое положение России и Азербайджана, активнее развивать транзитный потенциал. Речь идет об увеличении пропускной способности пограничных переходов, развитии железнодорожной, автомобильной, морской инфраструктуры в рамках международного транспортного коридора Север — Юг, который в будущем, уверен, станет конкурентом Суэцкого канала, — заявил Мишустин. 

Также он отметил, что важным преимуществом коридора через Каспий называют его длину: в сравнении со стандартным маршрутом через Суэцкий канал, «Север-Юг» в два раза короче: 7200 километров против 16 000 километров. За счет этого, по задумке, должно снижаться не только время перевозки, но и стоимость. Однако этому препятствует множество барьеров, например, недостроенных и устаревших железнодорожных путей, сильно ограничивающих грузопоток и неразвитой автомобильной инфраструктуры.

Фото: Фотохост-агентство РИА Новости

Сейчас Россия старается сгладить все проблемные места. Так, например, в мае президенты РФ и Ирана Владимир Путин и Эбрахим Раиси подписали соглашение о создании в республике железнодорожного участка Решт — Астара, который проходит через Азербайджан. Ранее этот участок планировалось сделать через Армению.

Маршруты через Азербайджан сейчас более привлекательны, чем когда-либо, поскольку страна создает все условия для обеспечения безопасного транзита в кратчайшие сроки. Современная железнодорожная, автомобильная и морская транспортная инфраструктура Азербайджана способствует экономии денег и времени. Мишустин подчеркнул, что Россия и Азербайджан продолжают развивать товарооборот в сложных экономических условиях, несмотря на непростую ситуацию на международном рынке и ужесточение санкций со стороны Запада. По его словам, объем взаимной торговли стран за прошлый год вырос на 25% и достиг почти 300 миллиардов рублей (семь миллиардов азербайджанских манат), что является рекордным показателем.

Международный транспортный коридор «Север — Юг» приобретает заслуженное внимание и развитие. Несмотря на трудности, Россия готова вкладываться в дальнейшее развитие торгового коридора, который в ближайшем будущем может стать основным торговым путем для импорта товаров РФ. Такое решение удешевляет маршрут, значит, и конечная цена товаров будет ниже.

Напомним, что на фоне ужесточения санкций Запада против РФ, началась реализация проекта евроазиатского коридора «Север — Юг». Он включает в себя три основных маршрута: Западный — через Дагестан и Восточный — через республики Казахстан и Туркменистан автомобильным и железнодорожным транспортам, Транскаспийский, соответственно, через Каспийское море морским и речным транспортом по Волге в иранские и туркменские порты. Сейчас «Север — Юг» набирает обороты и становится альтернативным, если не конкурирующим проектом Суэцкого канала.

Фото: Юлия Зырянова / Аргументы и факты