20 июня 2018 года начальник Южного таможенного управления Сергей Пашко подписал приказ № 342 «Об установлении исторической даты начала таможенной службы в Краснодарском крае».

Проведенная руководителем музея ЮТУ ветераном таможенной службы Евгением Некрасовым работа по изучению архивных и библиографических источников, законодательных актов позволила установить достоверную дату – 7 октября (18 октября по новому стилю) 1799 года – основания Бугазской таможенной заставы в соответствии со Штатами таможен и таможенных застав, предложенных Сенатом и утвержденных указом императора Павла I. 

Именно с этой таможенной заставы, открытой в устье черноморского рукава реки Кубань на месте Бугазского пикета Черноморской кордонной линии, началась непрерывная история казенной таможенной службы в Краснодарском крае. Вначале это было единственное таможенное учреждение на правом фланге Кавказской линии, призванное контролировать движение товаров не только по Еникольскому проливу, но и через черноморский рукав Кубани. На основании этого же указа на левом фланге Кавказской линии в ведении Кизлярской таможни начала действовать Моздокская таможенная застава. Только через эти таможенные учреждения на кордонной линии разрешался пропуск товаров, облагаемых таможенными пошлинами.

В зависимости от военно-политической обстановки на Кубани функционировали Прочноокопская и Усть-Лабинская таможенные заставы. Но они просуществовали недолго.

Что касается Бугазской таможенной заставы, то она работала довольно длительный период, что подтверждается официальными документами. С установлением в империи Манифестом от 24 июня 1811 года окружного управления таможенным делом Бугазская застава включается в Феодосийский таможенный округ. Ровно через 20 лет в соответствии с положением «О таможенном управлении в Закавказском крае» от 3 июня 1831 года она входит в состав Керчь-Еникольского таможенного округа. Этим же документом учреждается Анапская таможня, через которую начали пропускать заграничные товары.

13 марта 1835 года в соответствии с новыми Правилами таможенного надзора по Кавказской линии, через нее начат беспошлинный пропуск товаров. В связи с этим Кизлярская таможня и Бугазская таможенная застава были упразднены, таможенный надзор в Бугазе был возложен на местный меновый двор, находившийся в ведении Керчь-Еникольского градоначальника, а таможенный контроль полностью перешел к Анапской таможне.

В дальнейшем таможенный контроль в Кубанском крае осуществляли таможенные учреждения, в разное время открываемые на побережье Черного и Азовского морей.

Следует отметить, что факт признания почти 220-летней истории таможенного дела на Кубани, практически с самого начала утверждения здесь российской государственности отражает важную роль таможенных органов в обеспечении национальных интересов государства, содействии экономическому и социальному развитию края и России в целом.