Убийственная характеристика маленькой машины, прозвучавшая в советском фильме «Три плюс два», была не совсем справедливой. Банка не банка, но позволила же героиням фильма провести отдых (и не первый раз!) на море. Пусть «горбатый», пусть «чебурашка», но зато – едет, крыша над головой есть и вполне доступен по цене. Просто средство передвижения, без понтов. Советскому гражданину, еще не зараженному бациллой потребления, продукция украинского завода «Коммунар» нравилась. 

Догнать и перегнать Америку!

Конец 50-х годов. Никита Сергеевич Хрущев выдвинул идею – перегнать Америку по количеству автомобилей на душу населения. По воспоминаниям историков отечественного автопрома, работа началась в конце 56, за основу был взят итальянский ФИАТ 600, а разработку поручили Московскому Заводу Микролитражных автомобилей. Через год был создан прототип будущего «Запорожца», тогда носивший имя Москвич – 444. Всего было сделано 5 экспериментальных машин. К 1958 году стало ясно, что на полностью загруженном Московском заводе мощностей для производства нового микролитражного автомобиля просто нет и 28 ноября 1958 года Совмин СССР принимает решение об организации на Запорожском заводе сельхозтехники «Коммунар» производства нового автомобиля без прекращения выпуска основного вида продукции. Поставщиком двигателей назначили Мелитопольский Моторный Завод (МеМЗ). Производство пришлось открывать практически с чистого листа, своих «автомобильных» инженеров у завода не было, посему часть команды была призвана с ГАЗа и все того же МЗМА, а часть проходила на этих заводах стажировку. 

Уже в 1961 году была выпущена первая партия «Горбатых». Однако в авто магазины она не попала, а разошлась по смежникам. Сорвать план производства легковых автомобилей в СССР было нельзя! Поэтому выкручивались как могли, модернизируя откровенно «сырую» машину «на ходу»…Тем не менее и Хрущев, и Брежнев, покатавшись на «Запорожце», доступную машину для советского народа одобрили.

По информации из открытых источников, на базе «Горбатого» выпускали несколько основных модификаций. Среди которых была даже модель, выпускающаяся на экспорт - 965АЭ. Запорожец для иностранцев отличался улучшенной отделкой салона, шумоизоляцией и левым боковым зеркалом. Также в салоне была пепельница и радиоприемник. На рынках Запада продавалась под названиями Yalta или Jalta. По разным данным, было экспортировано около 5000 экземпляров.

Первая машина президента

К иностранцам, которым довелось водить Запорожец, мы еще вернемся. А вот на советских владельцах «Горбатого» остановимся. Самой привлекательной характеристикой этого автомобиля была цена. Новая машина стоила 1800 рублей, примерно в два раза дешевле «Москвича» и в три раза дешевле «Волги». Люди тогда шутили, что такая цена «Чебурашки» напрямую связана с бутылкой водки, которая стоила 1 рубль 80 копеек (тысяча бутылок водки = 1 новенький «Запорожец»). «Брошу пить, куплю машину» – это оттуда. Но даже такую сумму простому советскому человеку нужно было накопить, а потом и в очереди отстоять. Для многих именно «Запорожец» стал первой машиной в семье. 

Хотя были и совсем другие случаи. К примеру, великому советскому штангисту Леониду Жаботинскому завод «Коммунар» сделал подарок – автомобиль «Запорожец». «Несмотря на свои габариты, я с удовольствием водил этот крохотный автомобиль – просто максимально отодвигал сиденье назад, - вспоминал спортсмен свой первый автомобиль. - А если застревал в песке, то из машины выходил, приподнимал ее и сам перетаскивал на хорошую дорогу». ЗАЗ-965 весил 665 килограммов. Максимальная скорость авто – 90 км/ч.

Первым автомобилем президента России Владимира Путина тоже был «Запорожец», только уже ЗАЗ-966, запущенный в производство в 1966 году. В 2006-м Владимир Владимирович похвастался Бушу-младшему восстановленным «Запорожцем»: «Это моя первая машина, я ее купил, когда еще был студентом. Это было в 1972 году». 

Еще одна причина того, что именно «Запорожец» стал настоящим народным автомобилем в СССР, заключается в том, что инвалиды Великой Отечественной войны имели право получить «Запорожец» бесплатно, но без права продажи. Ветераны от такого подарка не отказывались, правда, частенько передавали льготные машинки родственникам. 

Крутая тачка

Между прочим, «Запорожец» был не только дешевым автомобилем для дачников. Были в его истории даже ралли. Как пишет портал sports.ru, в 1961-м ЗАЗ-965 (та самая «Божья коровка») удивил скептично настроенных конкурентов и победил в первенстве РСФСР. На таком авто начинал 10-кратный чемпион СССР по ралли Стасис Брундза. А вот на «ушастом» Запорожце команда завода «Коммунар» гонялась с «Москвичами» и «Копейками» на самых разных гонках в СССР. А также на международных соревнованиях в Польше, Чехии, ГДР. В 70-х случился новый тренд советского ралли: в легкий корпус «Запорожца» ставили двигатель от «Копейки». Получалось мощно. Еще более мощно вышло у Александра Замыслова. Этот мужчина каким-то образом запихал в свой ЗАЗ-966 двигатель от «Волги», и на полученном гибриде болельщик «Спартака (судя по логотипу на авто) уделывал соперников по гонкам в 1973-м. Суперзапорожец» эффектно закончил жизнь: на съемках кино в «Мосфильме» Замыслов выполнил трюковой прыжок через высокий забор и после этого разобрал необычное авто.

И если уж говорить о «крутизне» Запорожцев, то нельзя не вспомнить, что именно на «запоре» ездил агент 007. В «Золотом глазе», одной из лучших частей «Джеймса Бонда», Пирс Броснан катается по Санкт-Петербургу на ЗАЗ-965. Водитель машины (он же резидент ЦРУ в Советском Союзе и России Джек Уэйд) дает своему автомобилю такую характеристику: «Эта крошка меня еще ни разу не подводила. Страшна, как черт, но свое дело делает». Кстати, ремонтирует он свою «крошку» уж как-то слишком «по-советски» - кувалдой. Да, многие умельцы запросто разбирали и собирали свои простенькие машинки, но кувалда – это уж совсем «клюква».

А теперь посмотрите, какими должны были стать «Запорожцы»: в интернете недавно опубликовали эскизы спорткаров от архитекторов завода «Коммунар». Они сделаны еще в конце 50-х. Если это подлинные эскизы (а не интернетовские вымыслы), то «Запорожцы» были бы по-настоящему крутыми тачками.

Однако, история «Запорожцев» закончилась моделью ЗАЗ-968М, выпущенной в 1979 году. Она уже не имела характерных «ушей» и получила в народе прозвище «Мыльница». К 1994 году выпустили 3,5 млн «мыльниц». 

В 1994 году производство остановилось и простояло 4 года. До тех пор пока не заключили соглашение с Daewoo. Исчез Запорожский завод Коммунар, выпускавший самый народный советский автомобиль. 

Символ СССР

Конечно, на улицах современных городов «Запорожец» не встретишь. Но зато как символ СССР – он вполне себе существует, являясь ценным экспонатом всевозможных ретро-выставок и ретро-пробегов. Даже у молодого поколения эта маленькая машинка вызывает умиление, как автомобиль из далекого прошлого. У певицы Монеточки есть песня про «дедушкин Запорожец».