Знала бы Великая Екатерина II, что, подписывая 22 октября 1762 года доклад Сената «Об отведении урочища Моздок для поселения кабардинцев во главе с владельцем Малой Кабарды Кургоко Кончокиным, построении там крепости и превращении Моздока в центр распространения промышленности и торговли», она открывает страницу истории под названием «геноцид кавказских народов». Императрица несколько раз подумала бы перед начертанием трех коротких слов: «Быть по сему». Хотя о геноциде народов Кавказа заговорили спустя 160 лет после принятия решения. Во времена Екатерины и слова такого – геноцид – никто не знал. Да и сейчас мало кто из обвиняющих Россию в геноциде кавказских народов точно представляют себе, что такое геноцид и как он проявляется. Придется заглянуть в омут памяти.
Модный геноцид
В трех республиках - Кабардино-Балкарии, Адыгее и Карачаево-Черкесии – существует официальный Черкесский день траура. Он отмечается 21 мая и связан с победой России в Кавказской войне и депортацией адыгов (черкесов), проживающих в Причерноморье. Этот день западные СМИ, диаспора и жители трех республик называют днем геноцида черкесов. Правительство РФ не признает факта геноцида, но в целом лояльно относится к официальному нерабочему и траурному дню 21 мая. Осенью 2006-го Владимир Путин подписал прямо противоположный указ – о праздновании добровольного вхождения черкесских республик в состав Российской империи. День празднования назначен на 7 октября.
Мода на «геноцид» пошла с конца прошлого столетия. Когда бывшие советские республики стали создавать свою независимую от России историю.
«Исторические концепции, созданные кавказскими народами, имеют примерно одинаковую структуру и основные черты. Национальная история трактуется ими как история угнетения или дискриминации в условиях чуждой им власти. Поэтому основным из трёх компонентов подобных концепций является виктимизация – представление собственного этнического коллектива в качестве жертвы», – говорит старший научный сотрудник сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Евгений Бахревский.
По словам эксперта, основным инструментом виктимизации на современном Кавказе является концепция «геноцида».
«Геноцид» популярен среди современных националистических идеологов далеко не только на Кавказе, однако данный регион является областью «концентрированного геноцида», что и делает изучение феномена особенно интересным. Те или иные военные действия, а также социально-экономические катастрофы, приведшие к массовой гибели людей, разного рода процессы, приводящие к утрате этнокультурной идентичности части этноса и т.п., вырываются из исторического контекста и представляются таким образом, будто «враги» при помощи этих действий намеревались полностью уничтожить данный народ», – продолжает Бахревский.
Однако лишь малая часть исторических событий, приводимых в качестве обоснования «геноцидов» имеет какое-то соответствие понятию геноцида, записанному в документах ООН. Термин «геноцид» был введен польским юристом Рафаэлем Лемкиным в 1933 году. Официально этот термин был впервые использован в 1945 году на Нюрнбергском процессе. В декабре 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла «Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него». В соответствии с конвенцией, геноцидом (от греч. genos – род, племя и лат. caedo – убиваю) называется «одно из тягчайших преступлений против мира и безопасности человечества, действия, совершенные с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путем убийства членов такой группы; причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленного создания для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую».
Геноцид черкесов
Если ознакомится с историей Кавказа, созданной представителями национальных школ, то можно с удивлением отметить, что Россия сломала жизнь многим народам. О геноциде со стороны Российской империи, СССР и России говорят активисты лезгинского, аварского, кумыкского, карачаевского, балкарского, ногайского национальных движений. И это мы еще не всех упомянули.
Идея «черкесского геноцида» намного далее продвинулся в вопросе признания и сумела стать настоящей международной проблемой. В феврале 1992 года было принято Постановление Верховного Совета К-БССР «Об осуждении геноцида черкесов», вслед за этим последовал ряд обращений в государственные органы РФ, в том числе от Государственного Совета Республики Адыгеи. Большую активность в продвижении идеи «геноцида» проявляет черкесская диаспора в Европе и США.
«Национальная «черкесская» версия истории была подробно разработана в конце 1980-х – начале 1990-х годов. В соответствии с концепцией «геноцида черкесов» Российская империя в ходе Кавказской войны XIX века целенаправленно уничтожала черкесское население, разрушила его «государственную» и общественную организацию, и, в конце концов, вынудила большую часть оставшихся в живых черкесов эмигрировать в Османскую империю», – рассказывает Бахревский.
Учёные, отрицающие «геноцид черкесов», приводят доводы, что большая часть погибших черкесов стали жертвами эпидемий и голода, что значительная часть черкесов активно принимала участие в Кавказской войне на стороне Российской империи (что сильно подрывает тезис о намеренном уничтожении народа), что основная часть горцев погибла в междоусобных столкновениях. Мухаджирство, представляемое в национальном варианте истории как составная часть спланированного Россией «геноцида» имело социальный аспект (интересы князей и дворян), вдохновлялось Османской империей, поощрялась Англией, а со стороны России встречало как положительную, так и отрицательную реакцию.
На новый уровень проблема «черкесского геноцида» вышла в связи с тем, что Россия получила право на проведение Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Правительство Грузии пыталось организовать международный бойкот Игр. С 2010 года Грузией при поддержке американских фондов и университетов стал активно разрабатываться вопрос «черкесского геноцида». Значительно интенсифицировалась деятельность по продвижению этой идеи (был проведен ряд конференций, созданы специализированные интернет-сайты). В мае 2011 года парламент Грузии принял резолюцию «О признании геноцида черкесов, осуществлённого Российской империей в 1763-1864 гг.», официально признав «массовое истребление черкесов (адыгов) и их изгнание с исторической родины в период кавказской войны актом геноцида», а «черкесов, депортированных в этот период и впоследствии – беженцами». Намного раньше, в 1997 году эти события XIX века были официально признаны геноцидом против черкесского народа Народным Собранием Абхазии, а в 2014 году идею «геноцида черкесского народа» поддержала Украина.
Упрямые факты
В одном материале трудно предоставить все факты взаимодействия Кавказа и России того периода. Но все же упомянуть некоторые – не помешает. И читателю останется сделать выводы, как приводимые нами факты соотносятся с геноцидом.
Начало. Российская императрица Екатерина II Великая 22 октября 1762 года начертала три коротких слова «Быть по сему» на докладе Сената «Об отведении урочища Моздок для поселения кабардинцев во главе с владельцем Малой Кабарды Кургоко Кончокиным, построении там крепости и превращении Моздока в центр распространения промышленности и торговли». Моздок был основан на землях, принадлежавших кабардинскому князю, переход которого в русское подданство и христианство, необходимость защиты его и его людей стало основанием для присоединения этой территории к России и строительства крепости. Тем более, что соплеменники князя Черкасского-Кончокина заочно поклялись убить, его имущество ограбить, обратить в рабство его подданных и увести скот.
В течение почти 50-ти лет после постройки Моздока казаки и войска стояли на правобережье Кубани, стараясь только предотвратить набеги «закубанских хищников». На земли черкесских племен никак не посягали и Кубань с Лабой переходили только в крайнем случае, нехотя, и только в ответ на набеги горцев. В течение всего этого периода Россия говорит о мире с горцами, пытается торговать с ними, стремится не вступать в конфликты. Одно время даже существовало правило, что все переходы Кубани войска могли делать исключительно с личного разрешения Императора Павла I. Нарушители этого правила жестоко наказывались вне зависимости от того, при каких условиях это нарушение было сделано.
Российское правительство даже пыталось бороться с таким явлением как «мухаджирство»: люди, подогреваемые деятельностью турецких миссионеров, бежали целыми семьями в Турцию, бросив дома, хозяйство, родину. Горцев от опрометчивого шага отговаривали натухаец Костанк-эфенди (Куштанок), абадзех Карабатыр-бей (Хаджи Батырбей) и другие популярные в народе проповедники. Однако они оказывались в меньшинстве, чему способствовали распространенные среди горцев слухи о принудительном крещении, введении рекрутчины или обращении в казаки.
Результатом трагедии, вошедшей в историю под именем «мухаджирство», от некогда многочисленного черкесского народа на родной земле осталась небольшая часть. Новые российские подданные получили ряд льгот, освобождение от ряда налогов и воинской повинности.
На юге России учреждается ряд гимназий, таких как Ставропольская и Екатеринодарская, где открываются пансионы для детей горцев. В Ставропольской гимназии квота для адыгов составляла 65 человек, в Екатеринодарской – 25. По официальному распоряжению в школах крупных казачьих станиц, например, в Павловской и Уманской, для черкесских детей бронировались места.
Сразу несколько человек практически одновременно начали составлять адыгский алфавит. Этнограф Леонтий Люлье разработал вышедший в 1846 г. «Черкесский лексикон с краткою грамматикою», в котором дал свой вариант адыгского алфавита.
Выбор черкесов
Похоже все вышеперечисленное на геноцид? Кто начал переписывать историю Кавказа? С этими вопросами корреспондент «Южной службы новостей» обратился к политологу, писателю, автору ТГ-канала «Сыны Монархии» и ведущему программы «Консерватники» на «Радио России» Роману Антоновскому.
«Идея геноцида кавказских народов продвигается сейчас врагами России. Для того, чтобы расколоть наше общество и вызвать тенденции сепаратизма на Северном Кавказе. Как правило, этим занимаются организации иноагентов, так называемые «деколонизаторы», которые утверждают, что русский народ угнетал все другие коренные народы России (кавказские, азиатские, финно-угорские и так далее), – говорит эксперт. – Отчасти эта вредная идея идёт из советской историографии, где тоже всем рассказывали, что до революции в царской России русские якобы угнетали другие народы. Более того, нередко делали героями кавказских народов откровенных протурецких агентов, которые сражались против России, к примеру – имама Шамиля, шейха Мансура. А имена тех кавказцев, которые, наоборот, присягнули Российской империи, за неё воевали и получили от неё награды и высокие звания – умалчиваются. Почему-то не вспоминают чеченца Арцу Чермоева, аварца Алиханова Аварского, или казачьего генерала, героя первой мировой войны, черкеса по происхождению, Сергея Улагая. Зато советскую историю про имама Шамиля сейчас подхватили и раздули либералы.
На самом деле, глубже изучая историю того периода, мы можем увидеть истинное отношение России к кавказским народам. Когда Россия пришла на Кавказ – тем же черкесским народам предложили: присягаете Российской империи и спокойно живёте, или можете уйти к своим единоверцам в Турцию. Те черкесы, которые ушли в Турцию, быстро растворились среди турков, были ими принудительно ассимилированы, более-менее большая диаспора черкесов осталась в Иордании. А все черкесские народы, оставшиеся в России, увеличили свою численность, улучшили качество жизни, получили свои отдельные республики. Кабардинцы, черкесы, адыги, абхазы и прочие народы черкесского корня живут в рамках России и преуспевают. Те народы Кавказа, которые попали под власть России, они сохранили свою самобытность. Поэтому, естественно, ни о каком геноциде речи не идёт».
Конечно, депортация кавказских народов Сталиным – тема сложная и непростая, говорит Антоновский. Но тут нужно понимать, что в советский период от репрессий пострадали все народы России, самые разные. Не только кавказский, но и русский народ, который пострадал даже больше всех.
Фото: открытые источники
0 комментариев