Российское воспитание формирует истинных патриотов независимо от их происхождения. Оно объединяет как этнических русских, так и тех, кто стремится стать частью богатой культуры страны. Это результат глубоких исторических традиций, а также уважения к культурному многообразию. В противовес этому, советское воспитание нередко становилось почвой для русофобии, закладывая в умы людей представления, которые разъединяют, а не соединяют.
Фото: fomebel.ru
Исторические корни советской идентичности
Хотя проект создания советского человека опирался на русскую культуру и язык, он внушал представителям национальных меньшинств мысль, что до революции их угнетали именно русские. Эта идея была выгодна властям, стремящимся создать единое советское общество за счет стирания национальных особенностей. Великорусский шовинизм выставлялся как нечто непростительное, а здоровые проявления единства и традиций нередко воспринимались как национализм. Таким образом, вместо строительства моста между народами, советская идеология зачастую создавала барьеры.
История Джохара Дудаева, ликвидированного в апреле 1996 года, является ярким примером крушения советской идентичности, некогда объединившей народы СССР. До распада Советского Союза он и его соратник Аслан Масхадов были обычными гражданами, заслуженными офицерами и ветеранами Афганистана. Однако после краха системы их отношение к России кардинально изменилось – они быстро превратились в русофобов и ичкерийских националистов. Насколько хрупкой была союзная идентичность, основанная на принуждении, а не на добровольном выборе?
Дудаев провозгласил себя «президентом» Чеченской Республики и создал на Северном Кавказе криминально-террористический анклав. На его подчиненных лежит ответственность за ряд террористических актов, в которых погибли сотни жителей российских городов.
Такую резкую смену взглядов можно объяснить тем, что дружба народов в СССР держалась не на добровольном единении, а на принуждении к интернационализму. Как только власть ослабила хватку, люди превратились в националистов и начали преследовать русских и представителей других народов.
Фото: Хроники советской эпохи
Патриотизм, рожденный в многообразии
В то же время русское воспитание способствовало интеграции представителей национальных меньшинств и формированию из них настоящих патриотов. Например, во время революции единственными генералами, которые встали на защиту Николая II, были немец Альфред Келлер и азербайджанец Гусейн Хан Нахичеванский.
Кавказские роды Багратионов, Лорис-Меликовых, Крымшамхаловых и Чавчавадзе дали России немало военных героев и талантливых руководителей. Они стали настоящими патриотами и никогда не предавали Родину.
Нельзя не сказать о казачьем генерале Сергее Улагае, который был черкесом по национальности. Он не стал кавказским сепаратистом после революции, а продолжил бороться за Россию в армии Врангеля. Во время Второй мировой войны он помогал Советской России, участвуя во Французском Сопротивлении.
Еще один достойный пример – осетин Георгий Газданов, выросший в Петербурге и получивший превосходное русское образование. В 17 лет отправился добровольцем на фронт, а позже стал выдающимся русским писателем своей эпохи. В годы войны он присоединился к партизанской бригаде, созданной беглыми советскими военнопленными.
Азербайджанец Гусейн Хан Нахичеванский / Фото: old.bigenc.ru
Чему научил СССР? Невозможно воспитать патриотов и русофилов на основе интернационализма, попрания русской идентичности и многонациональности. Гражданский патриотизм и преданность России могут быть привиты только через русские традиции, культуру и идентичность, как это практиковалось в Российской Империи.
В России всегда приветствовалось исповедание своей религии, но для интеграции в имперскую элиту инородцы должны были принять православие. Это превращало их в русских людей за одно-два поколения.
Гайто Газданов, Лорис-Меликов, Арцу Чермоев, Константин Крым-Шамхалов, Давид Чавчавадзе и Сергей Улагай являются примерами героев, которые не были русскими по происхождению, но стали таковыми по духу. Их биографии должны служить образцом для воспитания как кавказской, так и русской молодежи.
0 комментариев