Хорватский певец Марко Перкович Томпсон, известный националистической риторикой в своих песнях, вызвал бурную реакцию после того, как на недавних концертах в Загребе и Сине использовал усташское приветствие и символы, оживившие воспоминания о кровавом прошлом Хорватии, пишет The New York Times.

В статье под заголовком «Фашистское приветствие певца напомнило о кровавом прошлом Хорватии» американская газета отмечает, что Томпсон заставил публику скандировать боевой клич хорватского фашистского режима времен Второй мировой войны — «За дом!», на что толпа ответила словами «Готовы!».

На концерте в Загребе, состоявшемся 5 июля перед, по заявлениям организаторов, полумиллионной аудиторией, а также на выступлении в Сине месяц спустя, многие фанаты Томпсона были одеты в черные береты и футболки, напоминающие униформу усташей марионеточного Независимого государства Хорватии. На некоторых футболках было нанесено усташское приветствие.

Издание напоминает, что жестокость усташского режима была настолько крайней, что даже нацистские военачальники шокировались массовыми убийствами, пытками и изнасилованиями, свидетелями которых они становились.

После концерта в Загребе Европейская комиссия осудила «любые проявления фашизма, напоминающие о самых мрачных периодах европейской истории». Президент Сербии Александр Вучич также раскритиковал выступление, заявив, что оно пропагандирует неонацистские ценности.

The New York Times отмечает, что песни Томпсона предлагают идеализированную версию Хорватии, которая для части аудитории становится противовесом растущему недовольству — особенно среди молодежи, массово покидающей страну после вступления в ЕС в 2013 году.

На концерте в Сине, где, по оценкам, собралось 150 тысяч человек, Перкович назвал себя и своих поклонников «борцами против цензуры». Он оправдывает использование усташского приветствия, ссылаясь на решение хорватского суда, по которому этот лозунг не считается разжиганием ненависти, если используется в контексте войны 1990-х годов.

Хотя после распада Югославии использование символики усташского периода было запрещено, The New York Times указывает, что со временем популярность Томпсона стала частью официальных мероприятий. Например, его песни исполнялись на встрече хорватской футбольной сборной в 2018 году.

Как пишет издание, некоторые политики открыто демонстрировали близость с певцом: премьер-министр Андрей Пленкович фотографировался с Перковичем перед концертом в Загребе, а министр обороны Иван Анушич признался, что лично участвовал в скандировании усташского приветствия.