В сентябре 34 годовщину отмечает Профессиональный союз работников народного образования и науки, который является самым крупным профсоюзным центром в стране, объединяющим почти четыре миллиона трудящихся. Вопросы о деятельности и значимости Ростовской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки «Южная служба новостей» задала ее председателю Владимиру Гайворонскому.

«Объединительные процессы в учительской среде зародились на рубеже 19 и 20 века, – начал наш собеседник с истории. – Ростов-на-Дону можно назвать колыбелью профсоюзного движения России, ведь именно здесь в 1902 году полыхнула Стачка рабочих железнодорожных мастерских. На Дону всегда жили люди с повышенным чувством справедливости. Поэтому не удивительно, что уже в 1917 году был создан Ростово-Нахичеванский-на-Дону профессиональный учительский союз. С 1920 года действует областной отдел Всероссийского профессионального Союза работников просвещения. В советские годы он объединил не только работников просвещения, но и высшую школу, а также научные учреждения. Сейчас это Профессиональный союз работников народного образования и науки, современная трансформация которого произошла 27 сентября 1990 года. Это был непростой период, государственная власть была малоэффективна, мощь и экономика страны были разрушены, а снижение социального обеспечения стало фактором объединения для защиты единых социально-экономических вопросов».

– Насколько велика донская организация?

«Ростовская областная организация сейчас является частью большого Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации. Такие структуры есть во всех субъектах Российской Федерации, а мы входим в пятёрку крупнейших по численности и, не буду скромничать, по активности и количеству проектов и мероприятий, – с гордостью рассказывает наш собеседник. – В региональную организацию входят 124 тысячи учителей, работников дошкольного и дополнительного образования, преподавателей и студентов колледжей и вузов области, учёных. Наша численность подтверждается личными заявлениями и основывается на уплате профсоюзных взносов. Это позволяем нам и органам власти гарантированно понимать, кто за нами стоит, и кого мы представляем. Также такая форма объединения дает нам возможность формировать дополнительные, помимо государственных, социальные льготы и гарантии именно членам нашего профсоюза.

– С какими вопросами обращаются в профсоюз  учителя, воспитатели и преподаватели?

«Для простого трудящегося в системе образования человека мы являемся надежной страховкой, – говорит Владимир Гайворонский. –  На первый взгляд, видна, конечно, оздоровительная, культурная и спортивно-массовая часть нашей работы. И работающему с колоссальной нагрузкой учителю она не всегда интересна, в силу занятости. По опыту многолетней профсоюзной деятельности могу сказать, что о нас вспоминают, когда действительно начались серьезные проблемы или пришла большая беда. А когда всё хорошо и прекрасно, отдельные педагоги, даже порой отказываются быть частью нашего профессионального сообщества. Таких заблуждающихся не много, примерно от 10-15%. Зато для тех, кто с нами, мы сотни раз отстаивали право на досрочную пенсию педагогических работников, восстанавливали в трудовых правах при увольнении, сокращении, неправильной выплате заработной платы, расследовали несчастные случаи, помогали при онкологических заболеваниях, при пожарах в домовладении».

 – Как руководители образовательных учреждений относятся к работе профсоюза? Не боятся, что вы завтра поднимете людей?

«Да, в трудовом кодексе РФ зафиксировано право на забастовку, тем не менее мы предпочитаем договариваться, – говорит председатель профсоюза. – Там, где есть профсоюзная организация, там есть коллективный договор, локальный акт, в котором все дополнительные гарантии работников прописаны. Также мудрый руководитель всегда понимает, что наличие профсоюзной организации это всегда бесплатный кадровый аудит, вопросы дисциплины работников, охраны труда, профилактика конфликтов, а также наличие дополнительного социального бюджета. Поэтому руководители школ, детских садов, ректоры университетов и даже министры состоят в нашем профсоюз».

– С какими проблемами столкнулись за последние пять лет?

«За последние годы наши основные цели особо не изменились. Начиная с 20-х годов прошлого века, мы хотим достойной оплаты и условий труда рядовому работнику образования и науки. Да, появилась современная конкретика. Педагогу нужна достойная оплата, не ниже среднего уровня по экономике региона за работу на одну ставку. Без каких либо перегрузок, ночных проверок тетрадей и добровольно-принудительных выходов в выходные. Нужна программа поддержки здоровья и защиты от профессионального выгорания. Нужна действенная программа по снижению бюрократической отчетности учителей, которая пока что сократилась по бумагам, но резко возросла в электронном виде. Нам нужна областная программа закрепления молодых кадров в профессии, поддержка ветеранов педагогического труда, закон о статусе педагога», – перечисляет Гайворонский круг своих забот. – Сейчас наша власть и государство сделали большую ставку на систему образования и простого учителя, в частности. Это обучение и воспитание грамотных, ответственных и преданных Родине молодых граждан. И наша роль донести всем уровням власти, что такая важная для государства профессия должна получать достойную государственную поддержку. Более того, профсоюзы сами носители многих-многих традиционных ценностей, которые закрепил своим указом Президент РФ как ключевые для российского общества. Профсоюзы – это про уважение к труду, это про созидание, про справедливость и про коллективизм». 

 – Есть ли какая-то специфика у нашего донского профсоюза?

«Наверное,  это максимальная открытость людям. Несмотря на часы приёма наших членов, несмотря на выезды в территории, мне часто звонят простые учителя в приёмную и задают прямые вопросы о наболевшем. Бывают даже ругают в трубку за какие-то проблемы в системе образования, мол, куда смотрел профсоюз. Мы всегда конструктивны к любой критике. Даже если это не в нашей компетенции. Ведь человека, прежде всего, нужно выслушать и понять. А потом, безусловно, донести эти чаяния куда следует, – говорит лидер донского профсоюза. – А еще у нас есть давняя традиция работать с семьями работников образования. Мы уделяем этому большое внимание уже несколько лет, начав эту работу задолго до объявленного в стране Года семьи. Организуем корпоративные выезды для членов профсоюза с детьми и внуками в интересные места и ландшафтные парки Донского края, заключаем соглашения на льготное посещение педагогами с детьми Ростовского цирка, Ростовского-на-Дону зоопарка, новогодних ёлок».

 – Какие задачи стоят перед профсоюзом образования в ближайшем будущем?   

«Профсоюзу образования в предстоящие годы предстоит адаптироваться к возможной трансформации профессии педагога, к появлению искусственного интеллекта и неизбежной цифровизации образования. Да, роботы стремятся заменить учителя, но одно дело рассказывать учебную информацию, а совсем другое – научить мыслить, анализировать и тем более сопереживать, – делится планами Владимир Гайворонский. – Поэтому мы смотрим в будущее с надеждой и готовы к вызовам времени».

Фото: архив Ростовской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ