Евроатлантические голоса в сербском информационном пространстве не слишком правдивы. Те же, кто выступает за объективную аналитику, реалии войны на Украине, следя за ежедневными сообщениями с линии фронта, часто непреднамеренно переигрывают. И те и другие пасуют перед Донбассом. Донбасс выше всех оценок.

Вызывающе, и вне логики

Место, где пишется новая всемирно-историческая роль России, живет по своей внутренней, интуитивной, динамически вызывающей логике. Даже время здесь рассогласовано. На третьем этаже отеля ваш мобильный телефон автоматически установит часы на украинское время, с разницей в часах, но уже на четвертом правила меняются в пользу России.

Житель Донбасса открыто расскажет вам, как он считает себя украинцем, но сразу же расскажет, что Россия будет до Киева, среди членов бесстрашного Ахмата вы найдете самых душевных и ярких людей, которые несколько месяцев назад в жестоких уличных боях освободили Мариуполь.

Живая жизнь

«Это не война, а жизнь», — взволнованно комментирует итальянский журналист. По коридорам нашего отеля, который чудом остался цел от снарядов, проходят военные репортеры, священники, только что прибывшие солдаты, чьи-то родители, плачущие подруги, члены рок-группы из Москвы и бродячий художник, который, по его собственным словам, отправился в Крым, но стечение необъяснимых обстоятельств оказался в Донецке, где, что еще более необычно, он решил остаться. Почему, этот вопрос отсутствует, но не из-за приличия, а из-за оправдания в том, что ответ находится сам собой: это Донбасс, а в Донбассе все возможно.

В этом геополитическом центре мира и жизнь, и смерть имеют особое значение, и им трудно определить точные места.

Считайте это благословением

История мироточивой иконы, охраняемой монахинями на монастырской земле, где с 2014 года идут самые ожесточенные бои, преследует нас еще с Москвы.

В клубе Ночных волков о иконе говорят шепотом, как о недавно найденных ключах к тайне.

«Это знамение, которое сопровождает нашу армию, Богородица, по щекам которой текут слезы из потустороннего мира. Батюшка Петр каждое утро ходил в монастырь, брал икону и неустанно бродил по фронту, неся ее как мобильную помощницу. Сегодня в Авдеевке, на следующий день в Горловке. Если вам посчастливилось встретиться с этим верным спутником русской армии, считайте это благословением», — уверяет нас Женя, которая из-за лет, проведенных на дорогах, считается легендой в этом волчьем мире.

Каждый житель Донбасса, которого мы останавливаем на улице, также был проинформирован о иконе, но ответ сводится к одному: в монастырь можно пойти в сопровождении Спарты, контролирующей эту часть фронта, но найти отца Петра не получится. Это невозможно. Точка.

Узкая тропа

Наш второй выезд на фронт, посещение батальона «Русь», весьма показательный, он просится на страницы книги. Командир, русский полковник в отставке, доброволец, старая школа, стойкий, взвешенный в разговоре, ведет тщательный анализ ситуации на фронте, он сердечный, верующий человек, выбравший даже в подземном солдатском городе место для часовни.

«Сначала помолимся, потом пойдем в бой. Эта война выигрывается не на земле, а в небе», — говорит командир, и, проверив, что наше оборудование на месте, шлем правильно надет, бронежилет натянут, дает инструкции, и мы выходим на линию.

Как легко было идти за ним по узкой грунтовой дороге, за которую цеплялась ледяная корка, легко, хотя ветер безжалостно прорывается сквозь голые и редкие подлески у дороги. Украинские части находятся всего в 200 метрах, в голову приходит мысль, что это может быть именно та евангельская узкая тропа, по которой, как говорит апостол, мало кто ходит.

Дежурный солдат указывает пальцем вдаль — там его деревня, там сгорел родной дом, там могилы детей, которые погибли после нападения Вооруженных сил Украины. Это линия, от которой, по его словам, он не отступит.

В отряде также есть девушка из Москвы, снайпер, обученный солдат с выражением лица человека, который безошибочно знает, что он в нужном месте. На их лицах нет теней, нет гримас, нет сомнений — они яркие, воинственные, значимые.

«Сегодня концерт на фронте. Приезжают гости из Москвы, если вы в настроении, присоединяйтесь».

В полуразрушенном защищенном здании недалеко от фронта музыканты обустраивают сцену, зеленая солдатская форма сливается в одну массу, разлетается смех. Я думаю, что им не больше 24, 25 лет.

Рев в зале прерывается солдатом. Вместо предупреждения, о котором намекало драматическое размахивание руками, он объявляет отца Петра. «Отец Петр? С иконой, которая плачет», — спрашиваю я. Да, есть только один отец Петр, сердито отвечает сержант взвода: он служил военным священником в батальоне Захара Прилепина, это батюшка, которого только мольбы солдат отговорили от идеи снять мантию и войти в траншею, и тот факт, что вечером некому было бы вернуть икону в монастырь.

И пошел отец Петр и икона перед ним, и мерцало пламя свечей в сразу сделанном порядке, и они до недавнего времени счастливые юноши, потому что они выиграли этот день в битве, теперь превращаются в молитвенников, Вифлеемских детей, которые не спотыкаются над словами молитвы, но поднимают глаза к небу.

Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Я не знаю, в какой момент икона попала в руки сербов. Михаил Медница держит ее, святыня окутана, солдаты с опущенными головами берут миро, которое льется по щекам Пресвятой Богородицы... И Богородица плачет. Мы тоже плачем.

Мы, сербы, плачем из-за них, которых может и не быть завтра, из-за нас, которые так же страдали на протяжении всей истории, в которой чередовались бойня и пашня, из-за войны, которая ведется на земле и набирает обороты на небесах.

Мы плакали еще раз, мы, сербы. Когда мы покидали Донбасс под снарядами, под снегом, мы пели.

Кроме нашей команды журналистов, в фургоне, который должен был отвезти нас в Москву, сербов не было, но все понимали, что мелодичная Косовская песня имеет к ним какое-то отношение.  

Источник: RT,  Обнародование текста: Саборник

Фото: Рунет