В эти дни Дон вспоминает Анатолия Андреевича Скнарина, которому исполнилось бы 85 лет. Выдающийся советский и российский скульптор ставил свои памятники не только в Ростове, Таганроге, Новочеркасске, но и в ГДР, Болгарии. Фундаментальное образование, которое н получил после Ростовского художественного училища в институте имени В. И. Сурикова по мастерской Матвея Манизера, позволяло ему подниматься до таких обобщений в работах, что они становились метафорами.

Сегодня молодые ростовчане и жители области, когда слышат имя заслуженного художника России Анатолия Скнарина, вспоминают его «Тачанку», «Преемственность поколений», «Пушкинские шары», «Ростовчанку». Эти работы маэстро стали символами Ростова, неотъемлемой его частью.
Между тем у Скнарина есть и другие работы, посвященные истории, героизму советского народа. Сегодня они становятся ко времени – все наше общество борется с укронацизмом. Да, эти работы монументальная пропаганда, что современные художники не принимают, рисуют свои пейзажи для продажи или лепят садовую скульптуру.

В начале свое творческой биографии Анатолий Скнарин создает композицию «Принимаю огонь на себя» (1969 год). Перед зрителем – лаконичная фигура воина с прижатой к уху телефонной трубкой, но она наполнена таким образно-эмоциональным содержанием, что вызывает множество ассоциаций: жаркая атмосфера боя, эмоциональный накал подвига, героическое самопожертвование…
Не надо забывать, что Анатолий Скнарин родился в предвоенный 1940 год, он дитя войны, и она осталась с ним навсегда.

"Тыл" из серии "Дети в Великой Отечественной войне", 1983 год
Перечислю только несколько его работ на тему Великой Отечественной войны.

"Красный десант" , 1989 год.

"Таганрогское подполье", бронза, 1984 год
В портретах маэство Скнарин стремился к обобщенным, типизированным образам.

Автопортрет, 1980 год.
Интересна работа Скнарина, выполненная в 1974 году в составе промышленной творческой группы к выставке «Слава труду». Это – «Опора». Она последовательно говорит языком скульптуры. Мощная, решенная на больших обобщенных плоскостях и динамичная по силуэту фигура рабочего на кубическом постаменте, по высоте своей превосходящая опору – строительную форму, стоящую параллельно фигуре. Движение вытянутой руки рабочего служит как бы мостом, соединяющим обе вертикали.

"Опора", 1975 год.
Внутреннее единство композиции неотъемлемо от чувства особой устойчивости и силы общей массы, как бы уходящей своими корнями глубоко внутрь основания. Сочетание динамики и статики в этой крупной пластической форме, ее метафоричность, говорящая о земных, «опорных» истоках современного бытия – таких, как труд, строительство, созидание, – все это очень важные моменты сложного и вместе с тем простого и ясного по восприятию скульптурного образа.
Добавим, что есть у Анатолия Андреевича и работы вполне камерные, понятные современному зрителю.

Модель памятника "Три сестры" для Таганрога, 2004 год.
Можно перечислить все творческое наследие талантливого скульптора, но лучше его знать, бродя по Ростову, Таганрогу, Новочеркасску, донским станицам. Анатолий Андреевич Скнарин ушёл из жизни 21 декабря 2020 года, но работы его стоят, напоминают нам о славной истории нашего края и Отечества.
Анатолий Скнарин на установке памятника "Дона седого сынам, жизнь отдавшим за счастье Отечества нашего, Слава Вечная".
0 комментариев