Жители Ростовской области требуют спасти столетние мост и храм

Общество 17 мая 2017, 12:04

Светлана Лукьянчикова

1515
0

На территории Цимлянского района разрушаются два забытых памятника – столетние мост и храм.

Жители поселка Дубравный обратились к главе Цимлянского района Андрею Садымову с письмом, где требуют спасти уникальный  памятник - столетний мост через реку Кумшак.

 - Более ста лет назад, еще в царской России, на Царицынском тракте был сооружен железобетонный мост через речку Кумшак. В народе его называют «Бушевский». По преданию, строили его приглашенные царем, итальянские мастера. Многие десятилетия мост исправно выполнял свои функции и радовал людей своим изящным видом. В конце 70-х годов прошлого века, параллельно этому маршруту пролегла автомобильная дорога, был построен новый, стандартный мост. С тех пор Бушевский никто не поддерживает в эксплуатационном состоянии, естественно, мост стал разрушаться. Сегодня остро встал вопрос о спасении этого уникального на юге России архитектурного объекта, - пишут дубровинцы в своем письме. -
Нужны неотложные меры по ремонту технического памятника эпохи, который должен быть включен в туристические маршруты нашего района, и стать его украшением.


В администрации Цимлянского района проблемами столетнего моста пока никто не озадачился. А неравнодушные жители района волнуются еще об одном памятнике архитектуры -  здании храма в станице Карповской.

Мы связались с известным краеведом Николаем Сивашовым, который и рассказал историю этих памятников.

 - И мост, и храм построены еще до первой мировой войны, одними и теми же итальянскими мастерами и по одной и той же технологии. К тому времени итальянцы изобрели особый цемент, который прочно и надежно скреплял песок, глину, гравий, арматуру и другие материалы. И с помощью специальных оснасток это позволяло выливать из приготовленного бетона на месте любые объекты. На тот период это было самое современное и уникальное производство, которое применяется и сегодня. Одна из итальянских фирм по протекции царского двора заключила договор с Донской почтовой службой на строительство бетонного литого моста через Кумшачку. И в Цимлу пароходами и баржами пошел итальянский цемент и оснастки, а из Ростова-на-Дону – арматура, - рассказывает краевед. – Насколько прочна конструкция вы можете судить сами – во время второй мировой войны по этому мосту шли танки – и ничего. Уже в советское время рядом с итальянским мостом был построен современный автомобильный мост, так вот его ремонтировали уже раз шесть, а Бушевский мост стоит и стоит. Люди до сих пор им пользуются: скот перегоняют, на машинах переезжают, когда Кумшак разливается.

С тех пор как появился новый автомобильный мост, за старым мостом никто не смотрит. Естественно, он разрушается.

- Мы, давно, правда,  обращались и в министерство культуры, и в Росавтодор (все-таки мосты – это их хозяйство), но результатов никаких не увидели, - говорит Николай Сивашов. - В Росавтодоре было загорелись, даже хотели поставить памятник столетнему мосту - единственному в регионе. Но потом там сменился начальник и все заглохло. А в минкультуры нам сказали, что оба памятника не входят в реестр историческо-культурных памятников региона.

Действительно, в перечне объектов культурного наследия Ростовской области, опубликованном на сайте министерства культуры РО ни моста, ни храма нет.

- Это очень странно, - говорит председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников  истории и культуры  Александр Кожин, - такие уникальные объекты должны быть включены в реестр. Я был на этом мосту, видел его,  и понимаю, за что бьются дубравненцы. Такие сооружения должны остаться нашим потомкам. Тем более, что в районах Ростовской области таких уникальных памятников истории – не так уж много. Его, как и храм в Карповском, нужно срочно брать под опеку государства.

По словам руководителя Красноярского сельского поселения Владимира Светличного, куда входит поселок Дубравный, и мост и храм входят в проекты туристических маршрутов, которые сейчас разрабатываются в администрации района.

 - Нам есть что показать и о чем рассказать:  мост,  храм,  петровские шлюзы,  пороховой погреб Парамонова,  - говорит Владимир Светличный. – Более того, энтузиасты-историки сейчас работают в архивах Москвы, где сохранились изначальные  изображения Бушева моста. Его нужно не просто отремонтировать, а реконструировать. И я боюсь, что без специалистов-архитекторов мы своими силами с этим не справимся. Уж не говорю о средствах – не потянем.

С ним совершенно не согласны жители Дубравного: «Обследование моста специалистами показало, что ремонт моста возможен на уровне местных строительных организаций, без привлечения специализированных реставрационных структур». Пока идут споры, поиск денег и подрядчиков – мост стоит. Хорошо строили 100 лет назад.

Историческая справка:

Почтовая дорога войска Донского, так называемый "Царицынский тракт", из станицы Старочеркасской в г.Царицын проходила через поселок Дубравный. Сейчас тракт стал современной автодорогой Цимлянск-Шахты. На правом берегу реки Кумшак располагалась почтовая станция "Кумшацкая". В 1914 году, по царскому Указу, через реку Кумшак итальянскими мастерами был построен уникальный монолитный железобетонный мост, прозванный казаками "Бушевский" по фамилии станционного смотрителя Бушева Елпидифора Ипполитовича, инициатора строительства моста.

 

     


 


Если есть проблема, о которой Вы хотите сообщить, отправьте жалобу на сайт Zadolbalo.net. Показать комментарии

Читайте также: