Эксперты обнаружили, что по законам Российской Федерации моря Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых и Восточно-Сибирское)  не являются внутренними водами России. Они должны быть законодательно закреплены как внутренние морские воды России. В противном случае через 30 лет Российская Федерация рискует полностью потерять контроль над Северным морским путем, пишет «Эксперт».

Сегодня у РФ сохраняется монополия по регламентированию судоходства в этой зоне. Это право России дают положения статьи 234 «Покрытые льдом районы» Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Статья остается одним из главных международно-правовых оснований, по которой Россия контролирует судоходство по трассам Северного морского пути. Она разрешает прибрежным государствам проход судов, регулирует их конструкцию, вводить обязательную лоцманскую проводку.

При освобождении ото льдов большой территории в течение года (ледяная кромка уменьшается в среднем на 10 процентов в год) статья 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 году перестанет действовать. Так, 2050 году СМП будет полностью открыт для судоходства в летний период. В этой ситуации иностранные корабли смогут свободно заходить в российские арктические моря, а российские Военные Силы не смогут им препятствовать.

«Единственный способ официально противостоять этому – закрепить юридические права на исторические морские пространства Северного Ледовитого океана на федеральном законодательном уровне», - считает руководитель Фонда защиты прав инвесторов в иностранных государствах Ярослав Богданов.

Юристы Фонда предлагают внести изменения в Федеральный закон № 155-ФЗ и включить в него моря Северного Ледовитого океана.

«Только эти меры позволят нашей стране законодательно утвердить, что Северный морской путь в большей части проходит через ее внутренние морские воды и, благодаря этому, сохранить разрешительный порядок прохода на предусмотренных РФ условиях вне зависимости от изменяющихся природных условий, таких как отступание льдов. Вспомним недавнее происшествие с эсминцем ВМС США «Джон Маккейн», который зашел за линию российской границы на 2 км в заливе Петра Великого под Владивостоком. Тогда эсминец был остановлен большим противолодочным кораблем «Адмирал Виноградов». В случае аналогичного инцидента в Арктике, Россия не сможет вытеснить иностранные военные корабли, так как для этого у нее нет прав даже по российским законам. Именно поэтому для защиты своих морских арктических территорий России нужно срочно внести изменения на уровне федерального законодательства», – уверен Ярослав Богданов.