Выставка монументальной живописи художника, заведующего кафедрой живописи Дагестанского государственного педагогического университета Абдулзагира Мусаева открылась накануне, 17 марта, в Театре поэзии в Махачкале. По словам самого автора, на ней представлена одна из частей творчества художника. «Это проекты общественных зданий, которые были расписаны и оформлены мною и моими помощниками. Здесь представлены работы из трех проектов – гобелены в Кумыкском театре, росписи в Свято-Успенском кафедральном соборе Махачкалы и “Зала Славы” резиденции Главы Ингушетии в Магасе. Это работы разного периода, с начала 2000-х годов, а “Зал Славы” в Ингушетии закончен буквально на днях», – сказал Мусаев.

По мнению собеседника, художник время от времени должен представлять публике результаты своего труда. «Это именно та часть моего творчества, которую мне хочется показать дагестанцам, так как не все эти объекты зритель сможет увидеть, так как они находятся в разных местах», – подчеркнул художник.

На церемонии официального открытия выставки художника поздравили заместитель министра культуры республики Елена Гарунова, руководитель Театра поэзии, председатель правления Союза писателей Дагестана Магомед Ахмедов, председатель регионального отделения Союза художников Курбанали Магомедов и многие другие.

Искусствовед и супруга художника Наталья Мусаева отметила, что на выставке представлена лишь часть его работ, но самая значительная по объему, мастерству и тематике. «Ценность этих произведений очевидна. Дагестанская публика получила возможность увидеть фрагменты того, что вряд ли когда-то ей удастся увидеть воочию. В Дагестане огромное количество прекрасных портретистов, пейзажистов, людей, которые пишут натюрморты, но автора монументальной живописи такого формата в республике нет. Поэтому в этом смысле личность Абдулзагира уникальна», – считает она.

Рассказывая о росписях в «Зале Славы», Наталья Мусаева сообщила, что произведения представляют собой живописный ансамбль, занявший барабан и купол торжественного архитектурного пространства. По диаметру барабана представлены композиции, посвященные сюжетам из богатой истории ингушского народа. Роспись делится на 9 отдельных сюжетных композиций, в каждой из которых представлен конкретный исторический эпизод или легендарный эпический мотив. Большое количество персонажей, животных, архитектурных элементов ритмично чередуются на фоне природных ландшафтов и огромного лазурного неба. Образы людей решены в условной форме, но Девять башен – символ Ингушетии и святилище Тхаба-Ерды или гора Маитцели узнаются мгновенно. Кроме того, большое количество солярных и других знаков, скопированных с артефактов, найденных в Ингушетии, безошибочно указывают на национальную аутентичность данного произведения.

«Все купольное пространство занимают росписи, созданные по мотивам богатейшей мифологии ингушского народа. Этот цикл выполнен в иной манере и в ином цветовом решении. Изображения гораздо более условные и располагаются на золотых фонах, создающих ощущение мозаичности; происходящее не принадлежит земному пространству, оно вне его. Тем не менее сюжеты конкретных мифов удивительным образом переплетаются с греческими мифологическими преданиями, легко прочитываются. Все поля композиций заполняются знаками и символами, также являющимися текстами удивительной книги под названием “Ингушетия”. Любовь Абдулзагира Мусаева к истории народов Кавказа, его извечная тяга к археологии проявили себя в данном цикле росписей в полной мере», – говорит искусствовед.

После официальной церемонии открытия выставки в Театре поэзии состоялась встреча с автором работ, в ходе которой гости мероприятия смогли задать художнику интересующие их вопросы.

Перед началом встречи Абдулзагир Мусаев отметил, что Театр поэзии становится хорошим местом, где можно встретиться, поговорить друг с другом, особенно долгими зимними вечерами. «В Хасавюрте, в доме, где я родился и вырос, зимними вечерами собирались все родственники и соседи слушать, как читает моя бабушка, умевшая читать на аджаме. Многие произведения мировой литературы, особенно восточные, я впервые услышал там. И сегодня, попав сюда, я словно перенесся обратно и снова окутан той же теплотой и уютом», – рассказал он.

Затем гости мероприятия стали задавать свои вопросы. Один из них касался того, какие ощущения испытывает автор, когда имеет дело со своим произведением, которое в разы превышает его самого. Что чувствует художник, когда для того, чтобы задуманное воплотить в реальность, нужно взбираться на леса. По признанию Мусаева, зачастую эти вопросы и мысли возникают после того, как дело сделано. «В самом процессе творчества совершенно некогда заниматься выяснением отношений о том, сложная или несложная задача стоит перед художником. Процесс “ковыряния” может возникать уже после творческого процесса. Потому что стоит задача решить то или иное, в данном случае архитектурное пространство и, насколько возможно, войти в суть этого явления», – поделился художник.