Пятнадцать лет архиепископ Калмыцкий и Элистинский Юстиниан прослужил в Приднестровской Молдавской Республике. По словам Владыки Юстиниана, первый приход у священника, первая епархия у архиерея всегда в памяти, всегда в сердце. Именно поэтому архиерей по-прежнему следит за ситуацией в Молдове и с болью в сердце воспринимает борьбу Молдавской Православной Церкви за свое существование в родной стране. Наш собеседник, возглавлявший Тираспольско-Дубоссарскую епархию, лично участвовал в противостоянии Румынской и Молдавской церквей. По его словам, румынизация Молдавии началась не сегодня, и даже не вчера.

Молдавия – чья?

Румынская церковь считает, что Молдавия – это их исконная территория. И не постоят ни за какой ценой, чтобы себе её снова вернуть. Они с ностальгией вспоминают период, когда Бессарабия была в составе Румынии, с 1918 по 1940 годы. Совсем с другими чувствами вспоминают те годы молдаване.

«Менталитет наших молдаван сложился в одном большом государстве – российской империи, и на тот момент он отличался от румынских воззрений на жизнь, – говорит Владыка Юстиниан. – Я общался со стариками, которые помнили, как они находились под румынским управлением, когда Румыния ввела войска в Бессарабию. Как румыны особенно жёстко вели себя по отношению к молдаванам. Русские, армяне, евреи меньше терпели оскорблений от румынских властей, чем молдаване. Румынский жандарм мог воткнуть посреди села палку в землю, на неё нахлобучить свою фуражку, и крестьяне, проходя мимо этой фуражки, должны были кланяться. Непослушание такому знаку власти заканчивалось и оскорблениями, и избиениями. Молдаване в составе Румынии были самым бесправным обществом. Старики говорили – «знаем мы, как есть хлеб из румынской руки». Во многом эта память народа сыграла свою роль и после разрушения Советского Союза, когда Румыния снова начала претендовать на территорию и народ Молдавии».

Молодому архиепископу Приднестровья как никому другому были понятны интересы правительств Румынии и Молдовы, по воле которых Румынская церковь пыталась проникнуть в умы верующих.

«Чем было интересно для молдавского и румынского руководства Приднестровье? На тот момент (после объявления независимой Приднестровской Республики) на ее территории было обилие всевозможных промышленных предприятий, которые в то время исправно работали.Это многотысячные коллективы, это продукция, которая шла на экспорт. Поэтому, видимо, молдавскому правительству, как и стоящей за их спиной Румынии, было жалко потерять этот кусочек, – поясняет наш собеседник. – И они не понимали, что Приднестровская республика возникла как ответ на просто оголтелую румынизацию Молдавии. Судите сами, поначалу просьбы приднестровцев были весьма и весьма скромные, которые совершенно вписывались в общую канву общепринятых мировых прав человека. Они просили культурную автономию, чтобы в Приднестровье наряду с провозглашённым официальным молдавским языком имел право хождения и русский язык. Они требовали безопасности для своих приднестровских депутатов, которых в верховном совете Молдавии не только оскорбляли, но и порой выгоняли на улицу, к толпе, где дело доходило до столкновений и избиений. Начиналось все с очень скромных и очень разумных требований. Люди, которые любили свой край, хотели жить и работать в нем. Молдаване вместе с русскими сроднились духовно, у них вопросов друг к другу не было.Поэтому у Молдавии и Румынии с Приднестровьем ничего не получилось».

Но интересы Румынии насчет молдавского народа никуда не исчезли. Она пошла другим путем.

Ставка на молдавскую молодежь

По словам Владыки Юстиниана власти Румынии перешли к тихой осаде, «к постепенному перевариванию Молдавии».

«Каждый год несколько тысяч студентов из Молдавии приезжали в Румынию на учебу, на самые разные специальности. Им предоставляли жилье и стипендию. Началось такое обучение сразу после свержения режима Чаушеску, летом 1990 года первые молдаване поступили в румынские вузы. То есть 35 лет Румыния дает образование и воспитание выходцам из Молдавии. Про образование говорить не буду, а воспитание заключается в следующем – «Вы румыны, никакой отдельной национальности как молдаване нет, это все выдумка Москвы. Вы находитесь под действием московской пропаганды. Вы румыны, вы гордые потомки римлян», – возмущается архиеерей. – Молодые люди, попадая в Румынию, имеют базовое историческое образование, естественно, но все эти сентенции ложатся в их головы без какого-либо сопротивления.Поэтому уезжают они на учебу молдаванами, а возвращаются – уже румынами. И это специалисты самого широкого профиля, это учителя, архитекторы, медики, священники. Сейчас в Молдавии служит огромное количество священников, получивших образование в Румынии, с соответствующим мировоззрением».

К чести Владыки Юстиниана, он еще 30 лет тому назад видел, к чему это идёт и бил тревогу. Пытался донести до власть имущих, что нельзя спокойно относиться к такой тихой экспансии на молдавскую молодежь.

«Желающих учиться в семинариях Москвы и Санкт-Петербурга, как и в других вузах России. Да что говорить правительство Молдавии не поддерживало. Если вы посмотрите библиотеку Кишинёвской семинарии, Кишинёвской академии Молдавской митрополии Московского патриархата, то вы увидите, что библиотечный фонд сформирован практически книгами румынских изданий, – говорит Владыка Юстиниан. – Да что там, в молдавских школах и вузах, уже лет 15-20 учат не историю Молдавии, а историю Румынского государства».

Подключила Румыния и обычный человеческий фактор.

«По румынским законам, даже во времена нашего социализма, их священство, где бы оно ни служило, получало зарплату. Это был малоизвестный факт у нас в России, да и деньги были очень маленькие. Можно сказать, символические. Сейчас же эта сумма значительная, – говорит архиепископ Юстиниан. – Представьте себе, сельский священник получает до 500 € в месяц. Для сельского священника это огромные деньги. И что бы наблюдаем? Элементарная покупка духовенства. Священник переходит в румынскую церковь, официально регистрируется как приход румынской церкви и тут же начинает получать от румынского государства деньги. Понимаете, насколько это сильный аргумент?».

С Богом на борьбу

Не гнушалось Румынское правительство и подтасовкой истории. Показательной была попытка в начале 21 века возрождение епархии Транснистрии, против которой активно пришлось бороться Владыке Юстиниану.

«Создание трех новых епископатов Румынской Церкви на территории Молдавии и Приднестровья является крестовым походом против Русской Православной Церкви и дестабилизирует внешнеполитическую обстановку во всей Европе», – с таким заявлением выступил в издании «Новый Регион» глава Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, комментируя решение Синода Румынской Православной Церкви о возрождении на территории так называемой Бессарабской Митрополии трех новых епископатов: епископата Бельцкого (бывшего Хотинского), епископата Южной Бессарабии со ставкой в Кантемире и православного епископата Дубоссар и всего Приднестровья с центром в Дубоссарах.

По меньшей мере, странной считает Юстиниан и логику Румынского Синода, согласно которой создание новых епархий является лишь возрождением ранее существовавших румынских миссий на территории Молдовы и Транснистрии (Приднестровья). «Что касается, в частности, Дубоссарского епископата, то следует напомнить: миссия, как и епархия, действовала в годы немецко-румынской оккупации, когда диктатор Антонеску заявил, что «румыны пришли в Транснистрию на миллион лет», – напомнил всем Владыка.

Архиерей через СМИ предупреждал, что создание Дубоссарской епархии, подчиненной румынскому Патриарху, – это не только вызов Церкви и государству Молдавия, но и предъявление территориальных претензий Украине, так как миссия, о которой упоминают члены румынского Синода, распространяла свою деятельность в том числе и на Одесскую область, а в самой Одессе с 1942 года находился ее центр.

«Заявляя о возрождении румынской миссии на канонической территории Русской Православной Церкви, Румынский Патриархат, по сути, пересматривает итоги Второй мировой войны, внося не только дополнительный фактор нестабильности в регион молдавско-приднестровского конфликта, но и подрывая сложившийся баланс сил в Западной Европе», – говорил еще в начале двухтысячных епископ Юстиниан.

Своего архиерея поддержало духовенство Тираспольско-Дубоссарской епархии, создав обращение к православному народу Приднестровья. И народ откликнулся большим крестным ходом через центр города Дубоссары.

Тогда приднестровцы, в отличие от кишиневских молдаван, смогли показать свою сплоченность в борьбе за свою Молдавскую Православную Церковь.

«Румыны поняли, что в Приднестровье им точно делать нечего, – с гордостью говорит Владыка Юстиниан. – Замолчали про свои планы и даже титулярного епископа для предполагаемой епархии не стали рукополагать».

Пресловутая мягкая сила

Однако, желание создать «великую Румынию» не исчезло. И здесь Румынская православная церковь служит не столько умиротворителем этих амбициозных планов общества, сколько зачастую, наоборот, подогревает.

С великой болью ныне архиепископ Калмыцкий и Элистинский Юстиниан наблюдает за борьбой молдавского народа за свою идентичность, за свой язык, за свою веру. И вынужден признать, что пока мы в этой борьбе проигрываем.

«Румыния создала мощное лобби среди молдаван. Они достигают своего совершенно мирным путем. Уже сейчас во многих сёлах Молдавии можно наблюдать такое явление: собирается сход граждан села и говорят – «мы – румыны, и провозглашаем себя румынским селом, – с горечью говорит наш собеседник. – Да, с точки зрения законов это пока ничего не меняет, но это говорит о соответствующей атмосфере. Той самой пресловутой мягкой силой Румыния приобретает себе все больше. И, самое главное, население, бывшее некогда молдаванами. Не говоря уж о том, что и получить румынское гражданство можно без проблем. Молюсь за своих сограждан. Пусть Господь даст им разум, для осознания того, что происходит, и силы, чтобы выдержать это противоборство».

Фото: https://img.tsargrad.tv/, https://www.pravmir.ru/, https://dzen.ru/, https://eparhia-saratov.ru/, https://volgeparhia.ru/, https://md.sputniknews.ru/