Власти Волгограда, похоже, всерьез взялись за маршрутные такси: решено полностью очистить центр города от микроавтобусов. Претензий к маршрутчикам накопилось немало: перегруженные "ГАЗелями" дороги, постоянные нарушения правил, низкое качество услуг. Но пока попытки решить транспортные проблемы лишь добавили неудобств. В июле начался капитальный ремонт Комсомольского путепровода, который давно уже находится в аварийном состоянии. Мост через железнодорожные пути, связывавший центр с одним из районов, закрыли. Проходящие через него маршруты "оптимизировали".

В это же время в регионе снова заговорили о необходимости новой комплексной транспортной схемы в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года. Турецкая компания Karsan предложила, опираясь на опыт Стамбула и европейских мегаполисов, развивать в Волгограде в качестве основного вида транспорта метробусы, автобусы повышенной вместимости. Губернатор Андрей Бочаров поддержал идею и поставил задачу навести порядок в сфере пассажирских перевозок, сообщает "Российская Газета".

Администрация укоротила некоторые маршруты, например из Краснослободска, городка на левом берегу Волги. 23 маршрута ликвидировали вовсе.

- Создается система, единая для всей волгоградской агломерации. Ведь Волгоград уже неотделим от своих пригородов - Волжского, Краснослободска, Городища, Светлого Яра, - поясняет зампредседателя областного комитета транспорта и дорожного хозяйства Игорь Новиков. - Не нужно всем "ГАЗелям" рваться в центр города. Да, без пересадок в этом случае не обойтись. Но мы заботимся в первую очередь о пассажирах, их безопасности и комфорте. Мы не против частных перевозчиков, просто хотим навести в этой сфере порядок.

Власти предлагают построить удобные типовые пересадочные терминалы с кассой, магазином, аптекой, чтобы во время ожидания транспорта пассажиры не страдали от жары и холода или не мокли под дождем. А самое главное, планируют ввести безналичную систему оплаты едиными транспортными картами.

Для чего это нужно? Из общего объема пассажирских перевозок в Волгоградской области половину осуществляют частники. По словам главного налогового инспектора УФНС по Волгоградской области Инны Казаковой, в структуре налоговых поступлений в этой сфере им принадлежит лишь 15 процентов.

- Частные перевозчики уходят от налогов, это ни для кого не секрет. Пассажиры расплачиваются наличными деньгами, их невозможно учесть, - говорит Игорь Новиков. - Садясь в маршрутку, как часто вы отрываете билет? Да практически никогда. А при отсутствии билета, случись что, невозможно получить страховку или отстоять свои права в суде. Но главное, внедрение единой информационной системы позволит рассчитывать стоимость проезда в зависимости от расстояния.

Но все эти прекрасные инициативы требуют инвестиций, и не маленьких. Подготовлен проект губернаторского постановления о внедрении единой информационной системы. Чиновники признаются, что, по самым оптимистичным прогнозам, она заработает только через год. Пока что те меры, которые принимаются, больше похожи на шоковую терапию для граждан. Принятие единого тарифа на межмуниципальные перевозки (1,66 рубля за километр) привело к резкому подорожанию проезда, а попытки частных перевозчиков демпинговать - к штрафам. Кстати, в Волгограде создан прецедент - впервые один из частников оштрафован за так называемый ночной тариф.

Другой аспект проблемы - с 14 июля вступил в силу федеральный закон "Об организации пассажирских перевозок". В течение августа все предприниматели, работающие в этой сфере, обязаны подать пакет документов в муниципалитет для включения в реестр перевозчиков.

- Документ предусматривает маршрутные карты, которые будут выдавать на каждую машину. Все АТП уведомлены, что им до 14 августа необходимо написать заявление на получение свидетельства. Без такого документа обслуживание маршрута будет запрещено. После проверки маршрутные карты выдадут только на транспортные средства, соответствующие современным требованиям, - рассказал "РГ" председатель городского комитета транспорта, промышленности и связи Андрей Зенин. - О новых требованиях законодательства мы уведомили перевозчиков, и как выяснилось, многие из них об этих требованиях даже не слышали. Хочется подчеркнуть: мы не вводим карательных мер, а стараемся перевести пассажирские перевозки на новый, качественный уровень.

Мнение
Юрий Белоусов, председатель Ассоциации пассажирских автотранспортников Волгограда:

- То, что делают власти, мне не понятно. Почему, зачем? Частников разными методами выдавливают с рынка, но альтернативы маршруткам пока не предлагают. На вопрос же, что делать предпринимателям, которые развивают бизнес на кредиты или взяли машины в лизинг, власть цинично заявляет, что это их проблемы. Мы обратились с жалобой в УФАС, но официального ответа пока не получили. Мы намерены отстаивать свою позицию. Пока что администрация никаких конкретных действий по сути не предпринимает, а лишь декларирует свою позицию. Думаю, действия начнутся после 14 августа, когда власти приступят к формированию реестра. Предполагаю, свидетельства получат не все перевозчики. Но мы будем бороться и каждый необоснованный отказ оспаривать в арбитражном суде.