7 мая начался священный месяц, называемый у калмыков Ур Сар (или Урс Сар, Урюс Сар). Согласно тибетскому буддийскому календарю это четвертый месяц в году, именуемый Сака Дава. Пятнадцатый лунный день этого месяца (в этом году он приходится на 21 мая) в разное время своей жизни был выбран Буддой Шакьямуни для совершения трех великих деяний: рождения, просветления и ухода в паринирвану. Поэтому для буддистов это тройной праздник.

В этом году начало месяца Ур Сар приходится на 7 мая (первый лунный день), а конец — на 5 июня (тридцатый лунный день). В течение всего месяца буддисты России, Тибета, Непала, Бутана, Монголии, Ладакха в Индии, а также все, практикующие тибетский буддизм, ставят перед собой задачу почтить жизнь Будды в особом порядке: активно проделывая различные практики и ритуалы, участвуя в медитационных ретритах, совершая паломничество в священные буддийские места, организуя учения лам, молитвенные собрания, подношения, раздачу милостыни и пищи нуждающимся и многое другое.

Этот священный месяц нужно посвятить духовной практике и сделать упор на накоплении заслуг. Считается, что результаты ваших благих деяний в дни, когда Будда совершил свои великие деяния, увеличиваются в сто тысяч раз. И это не просто слова, об этом упоминал сам Будда в сутрах: если верующие в эти особенные дни будут посещать святые места, где есть его изображения, молиться, совершать добрые поступки, то каждый из них накопит неизмеримое количество заслуг. В течение всего священного месяца желательно воздерживаться от употребления мяса и полностью исключить употребление спиртных напитков. В том случае, если не удается соблюдать вегетарианство на протяжении всего месяца, как правило, отказываются от мяса в первые 15 дней месяца, или хотя бы на 15-й день. Также буддисты возлагают на себя те или иные духовные обязательства, например, прочитать сто тысяч мантр или совершить сто тысяч простираний. Считается, что духовная практика, начатая в этот месяц, непременно будет успешно завершена и принесет плоды, очистит нашу карму и позволит сделать существенный шаг вперед в духовном продвижении. Также, это время считается особенно благоприятным для очистительных практик.

Самым важным временем месяца Сака Дава, является пятнадцатый лунный день - когда Будда Шакьямуни достиг Просветления и ушел в Паринирвану. Этот день называется по-тибетски Сака Дава Дучен.

У ойрат-калмыков и монголов смысл праздника Урюс Сар также заключался в торжестве по случаю обновления природы, перехода с весенних пастбищ на летние, увеличения стад, обеспечения богатства и благополучия. Приуроченный к окончанию периода расплода скота и наступившему изобилию, он нередко отмечался с особой пышностью, при большом стечении народа. Так, в ставке калмыцкого хана Дондук-Даши в 1742 году на празднование Урюс Сара собралось около пяти тысяч человек.

«Урюс Сар праздновался в день полнолуния первого летнего месяца, то есть примерно в мае, - пишет исследователь Э. П. Бакаева в своей книге «Буддизм в Калмыкии» (Элиста, 1994). - Это время года — самое красивое и зеленое в калмыцкой степи. Длительность праздника была различной. Если он отмечался скромно, торжества проводились 15 и 16 числа, в полном же объеме церемонии длились с 8 по 15 число. Обряды первых семи дней — чисто буддийские богослужения, буддийская церковь отмечала: 8-го числа — рождение и «просветление» Будды и 15-го числа — погружение Будды Шакьямуни в нирвану. Традиционная часть праздника приходилась на 15 и 16 числа. Обряды этой части также разделялись на два отдельных комплекса. Первый, исполнявшийся обычно 15 числа, включал те, которые отражали основной смысл Урюс Сара; второй (16-го) именовался Ова тяклгн - «жертвоприношение ова» и состоял из обрядов жертвоприношений воде и земле».

Общая символика калмыцкого праздника Урюс Сар — плодородие и богатство во всех трех мирах: человеческом, животном и растительном. В обрядовых действиях переплелись различные культы и верования — солярный культ (кибитки переставляли входом на восток, церемония начиналась на рассвете), культ белого цвета и молочной пищи, Белого Старца (Цаган Аав), а также элементы шаманизма. Сочетаясь с буддийскими ритуалами, они составили единый комплекс праздника.