Калмыкия впервые принимала на десятый Международный фольклорно-этнографический фестиваль "Ойрад тумэн", куда съехались представители Монголии, Синьцзян-уйгурского автономного района (Китайская народная республика), республик Бурятия, Тува, Алтай и Саха (Якутия).

Участники выступили с концертами, показали свои навыки в национальной борьбе, стрельбе из лука. Кроме того, 12-13 мая в Элисте прошла научно-практическая конференция «Духовное и материальное наследие российских калмыков и ойратов зарубежья в социокультурном пространстве: традиции и этническая специфика». 

Ойраты – западные монголы, группа близкородственных монгольских народностей (торгоуты, дербеты, хошуты, зюнгары), проживающих в западной Монголии, России (в Калмыкии), а также в Синьцзян-Уйгурском автономном округе Китая. Численность ойратов в Китае по разным данным составляет от 170 до 250 тыс. человек; в Монголии – до 205 тыс. человек; в России, по данным Всероссийской переписи 2002 года - почти 174 тыс. человек, из них в Калмыкии проживает около 156 тыс. человек, сообщает hamagmongol.narod.ru.

Фестиваль проводится в Калмыкии по инициативе основателя фестиваля, монгольского общественного деятеля, бизнесмена, генерального директора туристической компании «От ТУР», основателя и идейного вдохновителя Международного фольклорно-этнографического фестиваля «Ойрад тумэн» Жалавын Батсуха.

«В декабре 2017 года он приезжал в Калмыкию, и на встрече с главой Калмыкии г-н Батсух предложил провести юбилейный фестиваль в Калмыкии. Руководство нашей республики предложение поддержало», - сообщила представитель отдела туризма Минкультуры.

Калмыкия продвигается на российском и международном рынке туристских услуг за счет привлечения внимания к сохранению и развитию уникального историко-культурного наследия монголоязычных народов, создания ярких и самобытных мероприятий на территории региона, - считает представитель Минкультуры.

По ее словам, «примерами популярных событийных мероприятий являются «Фестиваль тюльпанов Калмыкии», культурно-спортивный праздник «Джангариада», фестиваль современной музыки монголоязычных народов «Пентатоника», Фестиваль лотосов в Лаганском районе, гастрономический фестиваль, национальные и религиозные праздники».

Основные мероприятия фестиваля – концерт фольклорных коллективов, состязания по национальной борьбе и стрельбе из традиционного лука – прошли 12 мая в Целинном районе, на территории эко-стоянки «Шатта».

Наибольший интерес зрителей вызвали выступления фольклорных коллективов, которые продолжались до поздней ночи.

- Очень интересно сравнивать танцы и песни с нашими, калмыцкими. Есть и что-то общее, и заметные различия. Но в любом случае музыка находит отклик в душе, чувствуется, что это родное. Особо понравилось выступление синьцзянского ансамбля "Ойраты", - отметил 32-летний фермер Санал Манджиев.

Предприниматель Андрей, по его словам, приехал на фестиваль из Ростова-на-Дону. «Я здесь по работе – продаю сувениры. Но мне нравится фестиваль, очень красочный. Получается, совместил приятное с полезным».

Гость из Бурятии Баир Очиров рассказал, что приехал на фестиваль из Москвы по приглашению друзей из Элисты.

- Мы вместе учились в московском вузе, теперь там работаем и поддерживаем связь. Меня и раньше приглашали в Калмыкию, но все не получалось выбраться. Но когда узнал о фестивале, заранее спланировал поездку. Все здорово. Друзья ушли смотреть борьбу, а я - концерт. Калмыцкие танцы видел еще в Москве, очень нравятся, - добавил Очиров.

- В борцовском турнире участвуют в основном калмыцкие спортсмены, -  говорит один из учредителей федерации национальной борьбы «Бек бярлдян» Эренцен Авлаев.

- Мы ожидали, что будут спортсмены из других регионов – буряты, монголы, тувинцы. Но они не смогли приехать, было только несколько студентов из Монголии. Тем не менее, уровень турнира был достойный, ребята боролись неплохо, - сказал Авлаев.

Калмыцкая борьба была утеряна и ее возродили в 1990-х, когда в республике стали проводить «Джангариаду». Сейчас тренеры спортивных стилей могут научить и приемам национальной борьбы. Так что участники турнира – это «вольники», «классики», самбисты, которые знают

Вообще, калмыцкая борьба сильно отличается от монгольской и бурятской.

- Прежде всего, у нас поясная борьба, и мы боремся в штанах, закатанных до колен. Раньше так боролись все монгольские народы. Но потом стали вводится новые элементы амуниции, и из-за этого менялись нюансы техники. В 1920-х годах монголы стали бороться в специальных трусах и нарукавниках. У бурятов пояс переплетается восьмеркой еще и вокруг ног. А мы в этом вопросе придерживаемся древней традиции, - пояснил Авлаев.

По его словам, современные правила калмыцкой борьбы сформировались лишь в 2011 году.

- В 1990 году на «Джангариаде» боролись без ограничений по времени – до касания лопаток. Но в нашей борьбе сложно уложить на лопатки. Были случаи, когда спортсмены боролись по два - два с половиной часа. Поэтому в 2007 году уже ввели весовые категории, временной регламент, а потом – и бальную систему. Но баллы – это уже отход от традиций. Поэтому мы решили отказаться от этой системы и теперь боремся до касания земли, - говорит Эренцен Авлаев.

Он признался, что калмыцкие борцы пока не могут составить конкуренцию монгольским, «потому что там национальная борьба престижнее олимпийских видов спорта».

- Лучный спорт в Калмыкии стал развиваться недавно, - сказал член «Союза молодежи и ветеранов по стрельбе из лука РК - Оордин харвачнр», главный редактор газеты «Современная Калмыкия» Валерий Бадмаев.

- Спортивная стрельба больше интересна молодежи, традиционной стрельбой занимаются в основном взрослые люди. Техника у нас абсолютно разная. Традиционные луки меньше и легче. Например, венгерский, которым я пользуюсь, весит 300-400 грамм, монгольский потяжелее – 800-900 грамм. Он сложносоставной, там используется дерево и рог, - пояснил Бадмаев.

Он также отметил, что традиция изготовления калмыцких луков была утеряна после революции, когда «большевики собрали по всей степи стрелы и луки – и сожгли».

- Калмыцкий лук изначально не отличался от монгольского. Потом, когда калмыки пришли в Россию, они научились делать луки из дерева, без рога. Дело в том, что олень с длинным, тонким, чуть изогнутым рогом, который монгольские народы использовали в изготовлении своих луков, водится только в тех краях – в Монголии, Бурятии. Мы сейчас хотим возродить калмыцкий лук, запатентовать его. Он будет ближе к монгольскому, с использованием рога, - сказал Бадмаев.