Этнографическая деревня в горах Карачаево-Черкесии.

В горах Карачаево-Черкесии есть уникальный туристический комплекс, где туристам предлагают совершить путешествие во времени и стать настоящими горцами. Авторы этих строк за один день почувствовали, как это быть джигитами - узденями карачаевского князя.

Этнографическая деревня, в которой нам предстояло испытать свою удаль, находится на берегу речки Аликовка, рядом со знаменитыми Медовыми водопадами.

- Существует предание, что свое имя водопады получили из-за того, что вода в ручьях и речках после дождей становилась сладкой. Объясняется это просто: в расщелинах крутых склонов дикие пчелы собирали мед, а меда было так много, что дожди вымывали плоды трудолюбивых пчел и вода разносила мед по речкам, - с загадочной улыбкой рассказывает инициатор этнографического проекта «Медовые водопады» Мусса Боташев.

Хотя, если верить этой легенде, то соседний водопад должен одаривать всех жемчугами, потому что он называется «Жемчужный». В названиях других водопадов нет такой поэзии, но все они сливаются в стремительную речку Аликовка, на крутом берегу которой разместилось "Карачаевское подворье". Все строения воссозданы по канонам горцев из местных материалов – валунов, крупной гальки, здешнего леса. На скалистых уступах с большими трудозатратами, ведь сюда невозможно подвезти стройматериалы, выстроено все необходимые: сторожевая башня, несколько деревянных домов, плетеные загоны для домашнего скота и крытые помещения для хранения и ремонта нехитрой сельскохозяйственной и животноводческой утвари.

- Для нас принципиально важно, чтобы селение максимально соответствовало исторической эпохе. Чтобы туристы могли познакомиться с богатейшей культурой и традициями горских народов, - рассказывает смотритель этнографического селения Мусса Даудов. - Вот, к примеру, обратите внимание на крыши домов, они, как и в древности, устилали дерном и на них со временем вырастала трава, цветы и даже кустарники. В старину почти все горцы крыли крыши или дерном или слоенным камнем. Других стройматериалов не знали. В таких домах зимой было тепло, а летом – прохладно.

В деревянном доме, в котором собрана экспозиция краеведческого самодеятельного музея, рубленного из сосновых бревен, несмотря на 40-градусную жару действительно довольно прохладно. На стенах приторочены пилы, коромысла, серпы и прочий инвентарь. Рядом находятся старинные ковры, безмен, весы, котлы, медные и бронзовые кувшины для воды. Оригиналы и копии черно-белых фотографий с седобородыми горцами в бурках и папахах, с горянками в О современности только напоминают фотографии и витрины, в которых хранятся подлинные кинжалы времен Кавказской войны.

- Во время путешествий по Финляндии и Украине я побывал в нескольких деревнях и хуторах, где местные жители живут по "преданьям старины глубокой" и воссоздали быт своих предков. Они ходят в старинных костюмах, не пользуются электричеством и собственными руками делают уникальные вещи, которые охотно покупают туристы. Вот тогда я и решил, что когда-нибудь построю подобный комплекс у себя на родине, - говорит Боташев.

Кстати, на подходе к хоздвору нас встречает терпкий запах, знакомый всем животноводам. Что поделаешь, ведь тут обитают несколько барашков, козы, кролики, индюшки, ишак и поджарый конь местной породы, а на склоне горы пасется еще один косяк лошадей.

- Это так называемые черные кинжалы, предназначенные для повседневной работы и войны, парадное оружие - шашки с дорогими ножнами, украшенное чеканкой и серебром с драгоценными камнями, хранилось всегда отдельно. Как правило, его вешали на стенах дома, чтобы подчеркнуть статус его владельца, а вот черный кинжал всегда носили с собой. Горец без оружия даже не выходил из дома, - рассказывает Мусса Даудов.

Впрочем, кроме всем известных кинжалов местные горцы с десятилетнего возраста обязательно имели специальный карачаевский нож бычак. Он подвешивался на пояс с левой стороны. Еще к кинжалу (их, кстати, ковали чаще всего в Дагестане) полагался маленький нож - кезлик, длиной 4 - 7 сантиметров, который предназначался для еды, бритья и мелких работ. Часто ножны для кинжала и ножа были совместные.

- В отличие от казаков шашки у нас было принято носить за спиной,- говорит смотритель этнографического подворья, - поэтому на саблях нет темляка, который необходим для рубки кавалеристу.

Так за разговорами мы постепенно снимаем привычную городскую одежду на облачение горца. Поскольку мы решили побывать в образе узденей (телохранителей) князя, то, несмотря на жару, нам выдали шерстяную черкесску с газырями, кожаные сапоги, шелковую рубаху, наборный пояс и папаху. С непривычки пот течет градом. Тут начинаешь себя ругать и думать: "Лучше уж согласился бы стать крестьянином. Зато носил бы прохладную панаму и на ногах мягкие чарыки (кожанную обувь)".

Пытаюсь снять папаху, но не тут-то было - мужчине на Кавказе нельзя без головного убора. Наверное, этим обстоятельством и продиктована мода на прическу, как у Котовского, то есть бритая голова. Пытаюсь шутить и говорю Муссе: что же делать, если все горцы - усатые, а я нет. Отпускать бороду?

- На Кавказе усы тоже являются своеобразным индикатором. Младшие не могут сказать старшим, что хотят жениться, и тогда юноша отпускает усы, и родителям становится ясно, что сын хочет завести семью, - говорит Даудов.

Впрочем, чтобы создать семью, одного желания мало. Нужно, прежде всего, быть зажиточным человеком, чтобы заплатить выкуп (калым) за невесту. Поэтому и женятся карачаевцы, как правило, в зрелом возрасте, около 40 лет.

После небольшого экскурса в социальную жизнь горского общества идем седлать коней. Седла тоже горские, то есть без обязательной для казаков высокой передней луки, металлического кольца, на которое кавалерист опирается рукой во время конной рубки. К ней же можно и привязать поводья коня, чтобы освободить руки для стрельбы из винтовки на скаку.

Кони карачаевской породы тоже сильно отличаются от буденновцев, чистокровных верховых и ахалтекинцев. Они ниже ростом, зато очень энергичные, с крепкой грудью, спиной, поясницей и крупом. Короткие и широко поставленные ноги увеличивают устойчивость. Карачаевский конь поднимает на вьюках груз 90 - 100 килограммов, его нормальный суточный переход 25 - 30 километров.

- Эта порода выведена нашими предками более чем сто лет тому назад. Карачаевские лошади прекрасно передвигаются по крутым горам и ущельям. А в 1998 году кони карачаевской породы в составе альпинисткой экспедиции покорили Эльбрус, - рассказал коневод.

Лихо запрыгнув в седло, Мусса Даудов показал, на что способен скакун, которым управляет сильная и твердая рука. Конь гарцевал и становился на дыбы. После чего всадник спрыгнул и показал, как надо управляться шашками, которые образовали над его головой один сплошной серебряный круг. Затем предложил потренироваться нам.

Ощущения, скажем, непривычные для жителей Дона, для которых шашка - это не экзотическая диковина, а тоже элемент национального костюма. Прежде всего, тонкая рукоять. Все время кажется, что стальная полоска металла длиной около полуметра вот-вот выскользнет из руки и улетит, калеча все на своем пути. Все-таки с темляком, одетым вокруг кисти, как-то сподручнее. В качестве тренировки нужно было рубить… воду. Один из товарищей пускает тонкую струйку воды из кувшина, а другой рубит. Если шашка проходит под мини-водопадом без брызг, значит, удар получился верный. С брызгами - харам, то есть плохо. Еще можно рубить пластиковые бутылки с водой, и, опять же, если брызг нет, то удар отличный. Высший шик - это срубить горлышко с пробкой у бутылки, чтобы она даже не зашаталась.

У нас, как, впрочем, и у всех жителей городов, оказались очень слабые кисти рук. Для их укрепления нам прописали…. сапожничать. Несколько часов забивания гвоздей и натягивания кожи на колодку должны укрепить наши нетренированные мышцы рук. Еще рекомендовалось держать на вытянутых руках кувшины с водой. В общем, такой деревенский фитнес времен Кавказской войны.

Описывать все приключения во время путешествия во времени нет возможности. Болезненные ощущения избалованного городской жизнью человека тоже не стоит. Конечно, нельзя за одни сутки и даже неделю стать настоящим джигитом - "честным из честных, храбрейшим из храбрых", но чувство того, что хоть на короткий период времени испытал жизнь пращуров, - это дорогого стоит. Эти впечатления ни с чем нельзя сравнить. Для каждого они индивидуальны и неповторимы. И недаром один из романов Джека Лондона называется "Зов предков".