Украинские религиозные деятели в рождественские праздники на территории Киево-Печерской Лавры сожгли два белых клобука - головных убора. Символическое действо было совершено на могиле почившего в 2014 году митрополита Украины Владимира Сабодана.

Обычный верующий человек, может, и не поймет глубокий символический смысл послания последователей Православной Церкви Украины (ПЦУ). Но интуитивно люди понимают, что совершено нечто враждебное интересам РПУ или УПЦ. Для того, чтобы понять, что хотели сказать этим поступком украинские церковные деятели, нужно вспомнить о значении белого клобука для Русской православной церкви.

В 16 веке появилась «Повесть о Новгородском белом клобуке». Как пишет кандидат философских наук, доктор политических наук, доктор социологических наук, профессор Александр Дугин, структура этого произведения призвана объяснить наличие в одеянии Новгородских архиепископов XVI века «белого клобука» в качестве особого отличительного головного убора. Но предложенное «повестью» объяснение представляет собой законченную концептуальную секвенцию образов, сюжетов и символов, которые, в целом, содействовали еще большему укоренению в русском государственном сознании принципиального тезиса о translatio Imperii и о вселенской миссии русской Церкви. В повести подробно рассказана история о том, как на Русь были переданы не только символы имперской власти – бармы, шапка и т.д. – от Константина Мономаха Владимиру Мономаху, но и церковное первенство. Таким образом, обосновывается русская симфония властей, воплощенная в царском достоинстве Владимирских великих князей, позднее московских царей, и в «белом клобуке» Новгородского архиепископа, переданном как символ непорочности и небесного света Новгородскому епископу, а от него Московскому Патриарху.

Весь этот историко-литературный экскурс объясняет символическое значение «белого клобука». Белый головной убор выступает как знак избранности: Москвы – как третьего Рима, московских царей – как избранников Бога, и московских патриархов – как носителей особой миссии Русской православной церкви.
Сожжением двух белых клобуков деятели ПЦУ четко дали понять, что они не приемлют ни Москву, как Третий Рим, ни Московский Патриархат, ни Патриарха Кирилла. Один клобук, вероятнее всего, символизировал РПЦ, другой – УПЦ. Связывающие узы разорваны, «клобуки» сожжены. 

Подтверждением вышесказанного являются слова главы ПЦУ Сергея Думенко из опубликованного на ФБ (запрещена на территории РФ) странице ПЦУ удивительного «исторического» текста. В нем рассказывается, что с 1686 года Киево-Печерская лавра пребывала под гнетом Кремля, и 7 января Думенко наконец освободил Лавру «от духовного ярма Москвы». В публикации противопоставляется история Лавры «константинопольского» и «русского» периодов. ПЦУ позиционирует себя наследницей «константинопольской» Киевской митрополии (до 1686 года), а УПЦ – наследниками «московского» периода. 

Интересен и момент выбора места для демонстрации – могила 121 митрополита Киевского Владимира, почившего в 2014 году. Владыка 22 года возглавлял Украинскую Православную Церковь, с 1992 года. Заметим, что на Украину отец Владимир Сабодан уехал из Ростовской и Новочеркасской епархии, которую тоже возглавлял немало – десять лет. Он немало сделал для возрождения донских храмов. Один только кафедральный собор Ростова-на-Дону чего стоит. В Киев батюшку Владимира ростовчане провожали со слезами на глазах. Любовь народная всегда окружала этого священнослужителя. Тем более ужасен проступок украинцев – осквернение могилы такого великого религиозного деятеля.