У Правительства Северной Осетии сложный период – нужно формировать проект бюджета на 2017 г., исполнять главный финансовый документ, по которому республика живет в году текущем. При нынешнем ощутимом напряжении вполне логично говорить о финансовой политике. «Говорящие» показатели и приоритеты озвучил и расшифровал временно исполняющий обязанности председателя Правительства Северной Осетии Таймураз Тускаев.

Долгосрочный приоритет деятельности республиканского Правительства – обеспечить такие темпы социально-экономического развития, которые позволят выправить финансовое состояние бюджета Северной Осетии, жить без долгов и кредитов, иметь возможность собственными силами решать имеющиеся проблемы и развиваться. Конечно, это долгосрочная перспектива, к которой надо идти пошагово. Сегодня наш очередной шаг – полная замена коммерческих заимствований бюджетными кредитами, так как в структуре государственного долга республики значительную часть занимали кредиты, полученные у коммерческих банков.

С 2015 года Правительство республики работает над этим вопросом. В частности, в сентябре прошлого года был привлечен бюджетный кредит в сумме 2 млрд 285 млн рублей под 0,1 % годовых. Им мы заместили ранее полученный из федерального центра кредит в сумме 1 млрд 484 млн рублей под 3,66 % годовых. Иными словами, мы сэкономили на снижении процентной ставки по ранее полученному кредиту. Аналогично мы заменили коммерческий кредит в сумме 801 млн рублей, который был получен из коммерческого банка под 12,5 % годовых. Кроме того, в декабре 2015 года были досрочно погашены кредиты коммерческих банков в сумме 1 млрд 60 млн рублей, процентная нагрузка здесь составляла 12,5 % годовых. За счет перечисленных действий удалось сэкономить для бюджета Северной Осетии более 400 млн рублей, которые и были направлены на финансирование первоочередных расходных обязательств.

- Таймураз Русланович, когда формировался и принимался к исполнению бюджет 2016 года, его краткая характеристика сводилась к емкому слову – напряженный. Если есть напряжение, особенно в процессе исполнения многочисленных государственных обязательств, значит, его надо чем-то снимать, прежде всего, в финансовом плане – логика подсказывает именно подобный алгоритм действий.  

- Безусловно. Мы многое делаем для этого, но надо понимать сложность такого процесса: когда собственные доходы не обеспечивают исполнения всех государственных обязательств, республика вынуждена обращаться за федеральной помощью и прибегать к внешним заимствованиям. В текущем году, например, нами привлекались и бюджетные кредиты, и казначейские под минимальный процент. Все это делалось для реализации мероприятий социальной направленности и для того, чтобы государственные и муниципальные предприятия могли без перебоев исполнять свои полномочия. Налоговые и неналоговые доходы имеют свойство задерживаться, и для того, чтобы государственная машина функционировала, мы привлекали краткосрочные кредиты, позволяющие компенсировать временные кассовые разрывы.

По состоянию на 1 января 2017 года планируется, что государственный долг останется таким же, каким он и был 1 января 2016 года, а это 9 млрд 63 млн рублей. То есть, краткосрочные обязательства, полученные бюджетом республики, будут погашены, в том числе закроем и казначейский кредит.

- Так в чем же причина привлечения бюджетных кредитов, пусть даже и процентная ставка щадящая?

Основная причина в том, что временно исполняющим обязанности Главы Северной Осетии Вячеславом Битаровым была поставлена задача, чтобы все обязательства республики по привлеченным целевым ресурсам были выполнены в полном объеме. Неоднократно говорилось о том, что на протяжении нескольких последних лет задолженность республики по федеральным целевым ресурсам составляла более двух миллиардов рублей. Эти средства мы в начале года вернули в федеральный бюджет, затем их большую часть нам подтвердили. Произошел возврат этих средств в республику, но их нужно было использовать не на общую кассовую потребность, а по целевому назначению.

Таким образом, по состоянию на 1 сентября все соглашения с федеральными министерствами по использованию ресурсов выполнены. Около 1,7 млрд рублей направлено на строительство водоводов в Ирафском и Дигорском районах, а также во Владикавказе. Финансовые средства были направлены на газоснабжение горных населенных пунктов нашей республики. Недавно была открыта средняя школа в Нижней Санибе – этот объект полностью профинансирован и никаких долговых обязательств перед федеральным бюджетом у нас нет. Открыт физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) в Беслане, конно-спортивная школа в пос. Заводской, готовится к запуску ФОК в Моздоке. Активно ведется строительство спортивных комплексов в Дигоре и Эльхотово.

В дальнейшем Правительством республики будет реализовываться тот же принцип: максимально участвовать в привлечении средств через федеральные государственные программы, полностью осваивать их в установленные сроки, не допуская образования долгов, невыполненных обязательств и нецелевого расходования.

- Какие еще действия будут предприняты для оздоровления финансов, и по каким направлениям предстоит действовать?

- Для того, чтобы изменить ситуацию в сфере здравоохранения, по результатам переговоров Федеральный фонд обязательного медицинского страхования выделил республике 136 млн рублей для финансирования федеральных учреждений здравоохранения, находящихся на территории Северной Осетии. В части оздоровления финансов, есть обнадеживающая информация по 2017 году – за счет выявленных 25 тысяч граждан республики, работающих за пределами Северной Осетии, удастся снизить нагрузку на бюджет, обусловленную выплатами в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере более 150 млн рублей за неработающее население. Указанные средства нам будут выделяться из Федерального фонда. Ранее на заседании республиканского Правительства были приняты и направлены в Парламент республики поправки в действующий закон о бюджете. Суть в том, чтобы по итогам текущего года снизить дефицит казны и соответственно государственного долга на 220 млн рублей.

Все сказанное – лишь малая часть мероприятий, которые проводятся в целях финансового оздоровления бюджетной системы республики, но цели ясны: своевременно выплачивать заработную плату в бюджетной сфере, обеспечивать своевременное исполнение всех социальных обязательств перед населением республики, накопить ресурсы и обеспечить необходимые темпы социально-экономического развития. Если мы достигнем этих целей, надеюсь термин «напряженный бюджет» уйдет в прошлое. А что касается кредитов, то в четвертом квартале республика их брать не намерена - необходимость в их привлечении отсутствует.