В Калмыкии опасаются претензий представителей КНР на национальный героический эпос «Джангар». Гражданские активисты Степной республики считают, что для защиты главного культурного памятника калмыцкого народа местные власти должны опередить Пекин и обратиться в ЮНЕСКО, отстаивая свое право приоритетного исторического наследства на легендарный эпос.

- Эпос «Джангар» по художественным достоинствам относится к лучшим образцам народного устного поэтического творчества, – говорит директор Калмыцкого института гуманитарных исследований (КИГИ) РАН Нина Горяева. Эпос появился около 600 лет назад у западномонгольских племен, частью которых были ойраты – предки нынешних калмыков. «Джангар» представляет собой цикл песен, рассказывающих о Бумбе – сказочной стране счастья и благоденствия, а также о подвигах ойратских богатырей Джангаре и Хонгоре.

После переселения калмыков на Нижнюю Волгу они сумели сохранить эпос «Джангар». Ключевую роль в этом сыграли джангарчи – исполнители героических песен, которые традиционно пользуются большим уважением у ойратов. В середине XVIII века большая часть калмыков под предводительством Убуши-хана переселилась с Волги на территорию нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая.

- Тогда из России не просто уехало около 70% калмыков, были увезены наши библиотеки, уехали наши ученые, носители традиций. И сегодня именно у синьцзянских калмыков находится большая часть песен, составляющих эпос «Джангар», – рассказал главный редактор газеты «Современная Калмыкия» Валерий Бадмаев.

Бадмаев одним из первых забил тревогу по поводу «китайской угрозы» для эпоса «Джангар». Известный в республике общественный деятель, один из инициаторов проведения осенью 2015 года в Элисте «съезда ойратского народа», Бадмаев 20 марта обратился к главе Калмыкии Алексею Орлову с просьбой не допустить похищения китайцами главной культурной ценности калмыков.

- Не только российские калмыки, но и китайские потомки ойратов имеют право называть себя хранителями и историческими владельцами «Джангара», – говорит Валерий Бадмаев. – Хотя бы уже потому, что мы – один народ, но при этом синьцзянские калмыки смогли сохранить от 48 до 50 песен, входящих в эпос, а мы – только 12.

По словам Бадмаева, «есть информация о том, что Пекин готовится подать официальную заявку в ЮНЕСКО с просьбой признать «Джангар» частью китайской культурной традиции». В этой ситуации, уверен главный редактор «Современной Калмыкии», Элиста должна отстаивать свое право приоритетного исторического наследства на легендарный эпос, «хотя синьцзянские калмыки наверняка поддержат претензии Пекина».

- Мы первыми начали праздновать дату создания «Джангара». В августе этого года будем отмечать 575-летие легендарного эпоса. Если в Китае научная традиция изучения «Джангара» возникла лишь в 80-е годы прошлого века, то в России она насчитывает около 200 лет, – рассказала Нина Горяева. Но, по ее мнению, страхи насчет «китайской угрозы» в отношении «Джангара» сильно преувеличены.

- В Китае сегодня живут наши сородичи, и недопустимы попытки поссорить нас с этой великой державой, – отметила Нина Горяева. – Следует признать, что в КНР действительно очень внимательно относятся к ойратскому героическому эпосу. В прошлом году, например, китайцы построили дворец Джангара в Хобуксаре – административном центре Хобуксарского автономного района СУАР. Губернатор этого района приезжал в Элисту, он рассказывал, с каким уважением в КНР относятся к эпосу «Джангар». Нам в Калмыкии еще предстоит многое сделать в этом направлении.

Нина Горяева заметила, что первые страхи по поводу «китайской угрозы» в отношении «Джангара» возникли несколько лет назад, вскоре после того, как один монах – этнический киргиз из КНР – вышел с инициативой признать через ЮНЕСКО частью культурной сокровищницы Китая героический эпос «Манас». После этого некоторые калмыки стали опасаться, что вслед за «Манасом» и «Джангар» тоже окажется в зоне китайского культурного экспансионизма.

«Чтобы Калмыкия могла выйти с аналогичной инициативой в ЮНЕСКО, необходимо создать целую культурную инфраструктуру вокруг эпоса «Джангар», – сказала Нина Горяева. – Из-за нехватки денежных средств мы до сих пор не можем построить в республике тот же дворец Джангара, а также иные фольклорные объекты, связанные с героическим эпосом. Вряд ли Калмыкия сможет самостоятельно решить эту задачу в ближайшее время». Директор КИГИ РАН считает, что, «несомненно, эпос «Джангар» достоин получения статуса мировой культурной ценности ЮНЕСКО».

Спор калмыков и китайцев относительно прав на эпос «Джангар» не сводится лишь к тому, кто первый подаст соответствующую заявку в ЮНЕСКО. Проблема гораздо серьезнее и фундаментальнее. Важное значение имеет датировка эпоса, и здесь до сих пор нет единого мнения. Калмыки считают, что «Джангар» был создан ойратами 575 лет назад. Однако если признать правоту китайцев, которые считают, что эпос гораздо древнее и был создан 1 или даже 2 тыс. лет назад, тогда претензии Китая окажутся совершенно обоснованными.