Привычную гостиничную тишину  вдруг  разрезал сильный  и   яркий  голос.  Этому  голосу – чистому и  звонкому  -  здесь  было  не  место: он  крошил   комфортабельную, завернутую в  ковры,   тишину на  куски, которые  осыпались как  при  землекрушении.  Из   соседних офисов  высыпали  люди и  устремились  к источнику  этой  неприкрытой  ничем  энергии. В глазах  замер  вопрос – что случилось? В аудитории   стояла  окруженная    людьми  невысокая  женщина, стояла   и пела. Прямо  в  гостинице, прямо   на  бриффинге, прямо  -  просто так.  И я   поняла, что  очень  хочу  сделать интервью  с этой  женщиной, которая   так  смело и   свободно может  позволить  себе  вторгнуться  в  чужой мир. Кто это?  - Актриса  Ольга  Лапшина, гостья   кинофестиваля BRIDGE of ARTS.

Минуты экранного времени

Ольга Лапшина   не из тех актрис, которые,   заснув однажды  вечером,  проснулись на   следующее  утро  знаменитыми. Более того,  на   том  самом бриффинге, где  она  запела,   актриса   призналась, что  есть у  нее  мечта  в  жизни -  сыграть главную   роль в  каком-нибудь фильме, поскольку  до сих  пор  в  кино   она -   мастер  ролей  второго плана. Когда  я  посмотрела   список  фильмов, где  снималась Ольга Лапшина, я поразилась:  более   70 киноработ -  эпизоды, вторые роли… НО. Это  работы  у  таких  режиссеров и  в  таком  материале, что  любой  узнаваемый  на  каждом  шагу артист-звезда  позавидует.   Спросите у  любого  артиста,  что он  предпочтет – главную роль в пятом  сезоне «Пупкины  с общаги  на  улице  разбитых  светофоров»  или   эпизод в  фильмах  Литвиновой, Гай Германики, Звягинцева, Лунгина,  Грымова, и  если  это   настоящий актер, а  не  ремесленник, зашибающий  бабло, - ответ  будет  однозначным.

 - Попасть  к этим  режиссерам  мне  помог  театр, поскольку  меня  больше  знают, как  театральную актрису, -  говорит  Ольга   Лапшина. -  Они    сами  звали меня в свои проекты. Это  было очень интересно, как  я могла  отказаться? У Ренаты Литвиновой, в  фильме «Богиня: как я  полюбила»  у  меня  было  всего   2 минуты   экранного времени.  В  фильм  режиссер поставила одну.  Но  даже  этой  минуты   мне  хватило. Кстати, потом   как-то  встретилась  с Аней Михалковой на  театральной  церемонии, и  она  мне  сказала, что для  нее   именно эта  минута  стоила  всего  фильма. Приятно  было слышать от  Ани, что и  ей  хватило  этой минуты. 

По большому  счету  Ольге грех жаловаться на   актерскую  карьеру.  Не у  каждого  актера  есть   в  карьере   роль, написанная   специально для  него.  А  у  Ольги есть. Именно    на  нее   писалась  роль  в  фильме «Жить» режиссера Василия Сигарева. И  режиссер  жутко  нервничал, перед тем как предложить ее   Ольге. Именно  за   эту  роль Лапшина  была  номинирована  на  «Нику».  В интернете   пишут, что  «Нику» актрисе  не  дали, и  это  стало для нее  ударом. А  мне  кажется  -   нет,  отсутствие    каких-то   пусть даже   престижных  наград не  может  стать ударом  для  Лапшиной,   она, как бы пафосно  это не звучало, выше  всего   этого. ( Кстати, за  эту  роль Лапшина  все-таки  получили   награды -   одна  из  них -  «Белый  слон», приз  Гильдии   кинокритиков и киноведов). Чтобы  это  понять, нужно   с ней  просто пообщаться, а не   верить  всему, что о ней  написано  в  Интернете. Вот я  и предлагаю Ольге   сделать  работу  над ошибками:  установить верные  факты и   ликвидировать  домыслы.

 Летят  утки…

- Что только про меня в  интернете  не  пишут, -  начинает  моя  собеседница. – Иногда думаю, ну    позвоните  мне,  поговорите  со  мной,  я ж   все  расскажу, на  все вопросы  отвечу. Первый, и  слава Богу,  верный  факт -  я  поступила   в ГИТИС в 27  лет, хотя  это  было скорее  похоже на безумство. Возраст  уже, прямо  скажем,  для  поступления  критический, мне  уже  в  21  год  говорили – старовата  для   поступления,  но  - меня  взяли. И, на мой  взгляд, это  было  вполне  естественным. Ведь я  еще в раннем  детстве  про себя   знала, что  я – актриса, и  вела  себя  соответственно. Но, родственники  были  уверены  в том, что  девочке  нужно хорошее  образование. И, в  большей степени для  того, чтобы не расстроить папу,  я  пошла  работать в библиотеку, и параллельно училась в библиотечном институте.  И об этом тоже  пишут   журналисты. Но  вот  умалчивают почему-то тот факт ( для  красоты  легенды    что ли? – прим. Ред), что  все  это  время я  -  и будучи   студенткой, и  уже  работая  в  библиотеке,  -   играла  в  театре.  К моменту   поступления в  ГИТИС  я  уже   пять лет проработала в  театре  «На досках», и поэтому на экзаменах   ощущала  себя  не  абитуриентом, а  -  партнером тех, кто   набирал  курс. 

А поступала Лапшина  к – держитесь  будущие  абитуриенты  театральных  ВУЗов -  Галине Волчек.

- Мои дети, наверное с  перепугу, чтобы не повторять  мои такие  окольные   пути, поступили  рано:  сын – в  16, на  сценарный  курс  в ВГИК, к  Юрию Арабову, а  дочь – в  17 лет, к Дмитрию Брусникину  во МХАТ.  С первого раза! - смеется  моя  собеседница. – Кстати, о детях и  о  муже.  Вот  пишут, что я первый  замуж   вышла    аж  в  46  лет. Давайте   уточним, во-первых, не  впервые. Во-вторых, с  Сергеем  Старостиным    у нас  был  и  продолжается   долгий  роман с  рождением  двух дете         й – Степана  и Марии,  который   в мои   46  лет   привел   к  венцу и законному  браку.   

У Ольги Лапшиной   с семьей  связано   другое  направление  творчества ее  многогранной  натуры – увлечение народной песней.  В  1986  году она  отправилась в фольклорную экспедицию. Начальником которой был этномузыкант, мульиинтрументалист  Сергей  Старостин.

 - Я  ведь всю  жизнь пою, - говорит Ольга. - Раньше  голосила  как    могла – и   эстраду, и авторскую песню, романсы  под гитару. Но после этой экспедиции   я  замолчала, стала только слушать, а потом запела совсем по-другому.  Поняла -  вот оно, мое!  Более  того,    фольклор  задал  направление  моей    актерской  карьере, как  театральной, так и киношной.  Не  знаю, как   объяснить  это   на  словах, прочистило  все. 

- Расскажите  о  вашем   альбоме   русских народных песен  12  века. Читала, что   вы записали его   во  Франции, -  блистаю я   знаниями, почерпнутыми  во  всемирной  паутине.

 - Господи, и кто ж  такое   написал? -  с  удивлением  вздыхает  Ольга. -  Опять неточные  сведения. В  1993  году  вышел  альбом  песен «Радуйся», в  котором  собрана  женская  лирика старой Руси. Почему именно  12  века?  Записывали   мы его с моей  подругой  итальянкой  действительно  во  Франции. Этот репертуар  стал основой  для  наших  совместных  концертных  выступлений.  К русским  добавилась  французская  и   итальянская  этника.  Наши концерты  тоже называются – «Радуйся!», и   мы   верим  в  то, что  такими  выступлениями  мы  разрушаем  границы  между  странами. А  еще  есть международный  проект  «Виртуальная  деревня»,  -  люди, которые    когда-то в  80-е  годы участвовали  в  фольклорных  экспедициях,  собираются    вместе  и исполняют  народные песни. Хотя   все  уже давным-давно  проживают в   разных  странах.  

Концертная  деятельность   Ольга  Лапшиной  включает еще и  «Семейное трио  Сергея   Старостина», где главными  солистами  выступают   то  дочь Мария, то  муж Сергей.

Ольга,  вы с другой  планеты, - хочется  сказать  мне. -   Вы -  странная  актриса   глубоких   эпизодов и  запоминающихся   лиц  второго  плана.  Другие   актеры и  актрисы,   еще  не  такое  запускают  в  СМИ,  чтобы стать  медийным  лицом. Чтобы  идти  по улице и   ловить   взгляды  прохожих, в которых вопрос -  «где же я  его  видел?».  Порой   такое  порасскажут, что   факт  вашего затянувшегося  до 46  девичества -  невинный журналистский треп.

Неудавшаяся  сенсация

Могу   покаяться  перед  вами, Ольга.  Чуть было  не  запустила   о  вас   утку.  Прочитала  в том  же  самом  интернете, что   был  у  вас в  2004  году проект  в рамках фестиваля Stand-up comedy – «Монолог  немедийного лица».  Перед глазами  сразу же   всплыл  заголовок -   «Первая   российская  женщина-стендапер  Ольга Лапшина». Представляете, сколько   поклонников   популярного  ТНТ-шного  проекта  сразу  бросится  читать  этот материал?  Тех, кто никогда  не  знал ни  артистку  Лапшину, ни  журналистку  Лукьянчикову.  Но, к счастью, у  меня  оказался    ваш  телефон, и   я   смогла  задать  вопрос   лично вам – каково  быть  первой  женщиной-стендапером  России? Вопрос, который  вы  даже  поначалу  не  поняли.   Потому   что   то,  что  делали вы   в 2004  году,  и  то, что   делают  ребята с  ТНТ, -  вещи,  лежащие   в  совершенно разных  плоскостях.  

 - В  2004  году   журнал «Афиша»  проводил  фестиваль Stand-up comedy.  В нем  были  задействованы  британский комик Ирвин Стоун, Николай Фоменко, Псой Короленко,  -   говорит  Ольга.  –  Я играла  моноспектакль «Монолог  немедийного лица», написанный  драматургом  Родионом Белецким, в основе  которого  лежали  факты  моей  биографии. Это была  комедийная  презентация  «Актрисы». Я   пела, говорила  щеками, и даже делала акробатические  этюды. Проект был  очень интересен, потому   что    предполагает   общение   актера с  залом, в  любой  момент  зритель  мог   задать  вопрос,   поспорить, высказать   свою  реакцию.  Да и  я  могла  к кому-нибудь пристать. Я  была  из женщин   актрис  одна, согласившаяся  на  такой  формат.  Потом  я  несколько  лет  играла   этот проект, уже  как «Бенефис   немедиийного лица».  То  есть никакого  отношения к  ТНТ   этот проект  не  имеет.  Да и не  смотрю  я этот  канал,  как  и, собственно говоря,  телевизор.

Все время  нашей  беседы  меня  не  оставляла мысль -  не нужна  Лапшиной эта  медийная узнаваемость.  Все, что  делает эта  актриса  настолько пронзительно,  настолько   захватывает,  ей хватает минуты  на  экране, чтобы  снести вас  потоком  эмоций.  Да  даже   экрана  не нужно. Можно  просто начать петь в   гостиничном   коридоре – и  все  сбегутся на  эту сногсшибающую энергетику.  

 - Наверное,  через  какое-то  время  я   буду узнаваема,  - говорит Ольга. - Но  пока  мне  хочется  продлить  неузнаваемость. Когда люди   смотрят на  меня и   чувствуют, что они   меня  видели, но  не  помнят  где -  в поездках, в  других городах, на  улице…  Все-таки   медийность  -  это большое  испытание  для  человека.