12 апреля на Украине отмечают день работника ракетно-космической отрасли. К 1991 году в Советской Украине насчитывалось больше 100 предприятий ракетно-космического комплекса, а сейчас он влачит жалкое существование.

«ЮЖМАШ»

В СССР были созданы легендарный "Южмаш" и конструкторское бюро "Южное" – флагманы советского самолетостроения. Сейчас еще днепропетровский гигант продолжает производство ракет-носителей "Зенит", но предприятие с 2013 года в глубоком кризисе из-за обвального сокращения заказов и разрыва кооперативных связей  с заводами Россией. 

Непонятна ситуация с украинским космическим  спутником "Лыбидь". Запускать его планировали на ракете "Зенит-3SLB" с Байконура еще в 2011 году. Глава Государственного космического агентства Украины Павел Дегтяренко заявлял  СМИ, что вывод на орбиту и начало эксплуатации "Лыбидя" планируется во второй половине 2018 года. Он признал, что ситуация со спутником — это следствие кризиса на "Южшаме".

Но, тем не менее,  президент Украины Петр Порошенко  уверен, что  космическая отрасль развивается не по дням, а по часам.

Нет у Украины и собственного космодрома, а его строительство стало бы непосильным бременем для страны. О таком проекте на Украине даже не мечтают.  Впрочем, киевские власти продолжают заявлять о сотрудничестве в "небесной" сфере: Космические агентства Украины и Канады подписали Меморандум о взаимопонимании – документ расширяет сотрудничество стран в авиакосмической сфере и самолетостроении.

В Кабинете министров уточнили, что Украина и Канада обсуждают ряд совместных проектов, в том числе создание стартового комплекса для космических запусков в канадской провинции Новая Шотландия и проект кооперации канадских и украинских предприятий в запуске наноспутников с помощью ракеты-носителя Microspace-2.

Не в восторге от состояния космической отрасли на Украине и первый космонавт независимой Украины Леонид Каденюк. По его словам, чтобы отрасль начала лучше развиваться, "нужна политическая воля наших руководителей, тех, кто принимает решения относительно государственных программ".

"Эта отрасль связывает все, чем занимается человек на земле. Начиная от сельского хозяйства и медицины, а самое главное — это технологии. Без высоких технологий любое государство не может считаться современным, а они обусловливаются космической и авиационной отраслью", – говорит космонавт.

Конструкторское бюро "Южное" им. М.К. Янгеля с 1954 года занимается разработкой и производством (на заводе Южмаш, который находится на этой же территории) ракетно-космической техники. Предприятие живет и, на удивление, развивается за счет самостоятельного поиска и выполнения зарубежных заказов.

- Здесь самая высокая из государственных предприятий заработная плата в стране, которая составляет 8000 гривен в месяц, что сейчас примерно эквивалентно 20 000 рублям, - утверждает один из работников предприятия.

Для сравнения, средняя заработная плата на других предприятиях отрасли составляет примерно 2500 гривен или 6 000 рублей. Предприятие предоставляет полный социальный пакет для своих работников: бесплатный спортивный зал и бассейн, выплата повышенных больничных, отдых в своих санаториях и профилакториях, материальную помощь при бракосочетании и рождении ребенка, оплачивает детские сады и выделяет деньги на школьные обеды для детей сотрудников и многое другое. И является единственным предприятием в стране, которое строит многоквартирные дома и выделяет жилье для своих сотрудников в беспроцентные ссуды.

Успех предприятия, тем более государственного, не может оставаться "безнаказанным". После "революции гидности" правительство запретило Южному машиностроительному заводу сотрудничать со смежными предприятиями России, и, по сути, перекрыло все источники дохода для ведущего предприятия отрасли.

Президент Украины, во время своих визитов на «Южмаш» обещал заводчанам новые заказы, обещал "загрузить производственные мощности по полной". Но «загрузки» не случилось, и за последние годы завод перешел на однодневный режим работы, имеет огромные долги по зарплате и коммунальным платежам.

«АНТОНОВ»

Незалежной Украине в наследство от Советского Союза досталась мощная авиационная отрасль, которая строила до 250 самолетов (Ан-24, Ан-26, Ан -32, Ан-124, Ан-225, Ту-134, Ан-72, Ан-74 и их модификации) ежегодно. В 1990-е годы на Украине генеральный авиаконструктор Авиационного научно-технического комплекса имени О. К. Антонова Петр Балабуев создал авиакомпанию «Руслан» (сейчас «Авиалинии Антонова»), которая зарабатывала огромные деньги на международных рынках грузовых перевозок. За счет этих средств, а также за счет поддержания летной годности и модернизации старых самолетов и инжиниринговых работ без государственных финансовых средств была сохранена и получила дальнейшее развитие авиационная отрасль независимой Украины. Были созданы самолеты Ан-74-300, Ан-38, Ан-70, Ан-140, Ан-148, проведена сертификация и глубокая модернизация самолетов Ан-124-100 и Ан-225, широко внедрены цифровые технологии, композиционные материалы на основе углеволокна и многое другое. Созданный Петром Балабуевым  технологический задел и финансовый источник поступления валютных средств позволили бы авиастроению Украины развиваться и в будущем, но уже после первой «оранжевой» революции политическая конъюнктура изменилась. В 2005 генеральный конструктор Петр Балабуев подал в отставку, не согласившись с предложениями правительства реформировать отрасль.

Вновь назначенный генеральный конструктор, а позже и президент ГП «Антонов» за десять лет довел предприятие до того, что к 2015 году оно выпускало по одному самолету в год и стало банкротом с миллиардными долгами.

В 2015 году авиастроительную отрасль передали из Министерства экономического развития и торговли в ГК «Укроборонпром» и было назначено новое руководство ГП «Антонов», которое не имело никакого отношения к авиастроению. На должность и.о. президента был назначен Гвоздев, бывший автодилер. Он набрал себе в команду таких же торговцев автомобилями (на предприятии их называют «шиномонтажниками») и производителя одноразовой посуды.

Гвоздев целый год рассказывал, как будет строить по 25 самолетов Ан-158, Ан-178 и Ан-132 ежегодно на миллиарды долларов. Это при нем вообще прекратили строить самолеты на Украине. Зато значительно увеличилось количество подписанных меморандумов, переговоров о переговорах и пиара в украинских СМИ. Через год его сняли.

В июне 2016 года новым президентом ГП «Антонов» назначили Коцюбу, который «прославился» тем, что пиарился в СМИ о достройке второго самолета Ан-225 «Мрия» сверхбольшой грузоподъёмности разработки ОКБ им. О. К. Антонова. Первый самолёт был спроектирован и построен в СССР на Киевском механическом заводе в 1984—1988 годах. Первый полёт был совершён 21 декабря 1988 года. Изначально было заложено две машины, в настоящее время одна находится в лётном состоянии и эксплуатируется украинской компанией Antonov Airlines. А другую - украинские самолетостроители до сих пор пытаются достроить с неизвестной конторой из Гонконга.

Однако Коцюба все же сделал одно очень важное дело – уволил «генерального конструктора» Киву, команда которого тратила прибыль, которую они считали своей собственностью, на разработку модификаций самолетов Ан-178 (Ан-148) и Ан-132D (Ан-32), созданных еще 15- 50 лет назад генеральными конструкторами Олегом Антоновым и Петром Балабуевым. Эти модификации были разработаны без учета элементарных рыночных требований, лишив тем самым авиапром Украины будущего, т.к. они неконкурентоспособны и на них нет спроса.

15-го августа 2017 года, ГК «Укроборонпром» объявил об отставке президента ГП «Антонов» А. Коцюбы. В этот же день и.о. президента ГП «Антонов» был назначен А. Кривоконь. Это назначение специалисты прокомментировали так: ГП «Антонов» стал «с «трактористом» во главе... окруженным сонмом "шиномонтажников" вкупе с отставным чиновником, отставным же депутатом местной райрады, мальчиком и блогером».  

Почему «трактористом»? А. Кривоконь - тракторостроитель. Он написал четыре книги и более десятка научных статей об истории тракторостроения на Украине. Собирает значки, медали, банкноты, почтовые марки и спичечные коробки с тракторной тематикой. В 2006 году под его руководством Харьковский тракторный завод сработал с убытком в 31,2 млн. гривен. К осени 2007 года долг завода увеличился до 49,31 млн. гривен. Фонд госимущества вынужден был продать последний госпакет акций ХТЗ. После того как предприятие вошло в сферу влияния российского олигарха О. Дерипаски, А. Кривоконь покинул завод.

Сегодня в составе высшего руководства ГП «Антонов» нет ни одного человека, который был бы профессионалом в области создания и серийного производства самолетов и вообще понимал, что нужно делать, чтобы сохранить эту отрасль на Украине.

12 апреля Россия празднует День космонавтики, а Украина с таким богатым научно-техническим наследством в области самолетостроения и космонавтики осталась ни с чем.  Это не единственная отрасль, которую загубили украинские власти за последние годы.