За   мою   долгую  журналистскую   практику    интервью с   режиссерами   у  меня  были  не   раз.   Я  уже     даже  выработала   для  себя    некий  алгоритм  общения  с   творческими   людьми. Но с   Сергеем  Ткачевым,  режиссером,  снимающим  в  Ростовской  области  сериал НТВ «Под   прикрытием»,   все   сразу  пошло  не  по  шаблону.  Начнем   с  того, что   разговор  с   Сергеем    состоялся  ночью.  А  ночью  тянет   на   философию.

Не  мечта, а  путь

Весь  день  мы  с  Сергеем  перезванивались,  то и  дело  откладывая    беседу. И    вот    ровно  в  полночь -  сообщение  по  телефону -  «Если     не    поздно – готов  поговорить.  Я  в дороге, еду со   съемок,  время   есть».  Вы  бы  отказались  от   ночного  разговора   с  режиссером, сценаристом,  актером, композитором в  одном  лице?  Вот  и я – стала  набирать    телефон.  Через  минуту  -  усталое  «Да»,  и   почти   час общения, разрушающего  все    стереотипы   и  шаблоны. 

Уроженец  горняцкого городка  Гуково Сергей  Ткачев  совсем  не  производит  впечатления   напористого      пробивного  южанина.  Но  зато в   нем   есть   такая   целеустремленность, такое  желание   заниматься    именно  своим  делом, что  спокойный   парнишка   из   шахтерского  городка  стал   творцом (а  как   можно  одним   словом   назвать человека, который   делает   все  сам?).  Сергей  Ткачев   не  мечтал  стать   актером   и  режиссером в   привычном    понимании  слова  «мечтал» -  вот  вырасту,   поступлю,   стану…  Он  просто   жил  этим  делом   с отрочества – сочинял   истории, придумывал  необычных  персонажей, писал  стихи, прозу, песни.  И  как бы   для   того, чтобы   заниматься     своим  делом,    он   предпринимал  все  необходимые  шаги.  Отслужив  в армии на  Дальнем  Востоке, прямо  из  воинской  части  приехал    в  Москву,   чтобы   поступить в  театральный  вуз, на  актерское  отделение.   Программу  подготовил   самостоятельно,  причем  и   прозу,  и   стихи  написал   сам.  На    мое   удивление   по  поводу  смелости   абитуриента высказывается:

- Тогда  это не  воспринималось   как  смелость. Мне  просто   казалось, что   эта  тема   для   меня  важна, интересна, и поэтому я  знаю, как  лучше   подать   ее  и в прозе, и в стихах. Еще  и  пару  песен  своих  показал.

Далее   Ткачев   говорит, что   даже  не  думал  о  том, что будет делать, если   не   поступит.  Просто  знал, что он   выбрал   свой  путь и  пойдет  по  нему  в  любом  случае. Кстати, в правильности   выбора   были   уверены  и  его   родители, которые   даже  не  делали   попытки  отговорить   сына  от  «несерьезной»  актерской  профессии.   И  все   оказались   правы -  Сергей  Ткачев  поступил     в   вуз с   первого  раза, а  закончил  его    с  двумя   специальностями -  актера  и   режиссера. И  с дипломным  спектаклем   по  собственной  пьесе «Вдова  иллюзиониста».

Так  разрушилась  шаблонная  журналистская история  о   «мечте  стать   актером  и    многократных  поступлениях  в   театральное».

Не  патриотизм, а дело

Дипломная   работа   режиссера  и  актера  Ткачева  оказалась  настолько    интересна,  что  все  участники  проекта  прямо  со   студенческих  подмостков  отправились   со  спектаклем   на  гастроли  в  Голландию,  в  город  Утрехт,  и  там   его  продолжительное  время  играли.  Одновременно  с  этим   Ткачев  снял две  короткометражки для   французских ТВ  каналов, которые     тоже были встречены  с  большим  успехом.

А  тем   временем   на  родине наступили  90-е.  На  смену   театральному  буму  перестроечных 80-х  пришли   кризисы, отсутствие   работы, невостребованность. Именно в  это    время    Сергей  Ткачев   возвращается  в  Москву и  приступает   к  очередному   своему  проекту.

- Я  стал делать  авторские   спектакли,  которые    показывал  на   фестивалях, -  голос  в  телефонной  трубке  то   пропадает,  то      выныривает   из разделяющего  нас  расстояния. -  Я, конечно,   понимал и  видел,  что  происходит. На  Мосфильме  было  мало  проектов, картин снималось  немного.  Но  я был  занят  своими  проектами. Я  был настолько  сильно  погружен   в   них, что не  обращал  внимания   на  сопутствующие  обстоятельства.

- Это    хорошо, но  на  любой  проект    нужно   хотя  бы найти  финансирование…

- Я  понимаю,  о  чем  вы  говорите.  Но    в  этом  плане   мне  в  каком-то  смысле  везло.  Я  предлагал   свои  идеи  и  свои  проекты, и  люди  были готовы    принимать  в  них  участие.

- Сергей, у  вас, наверное,  была  возможность  остаться  во  Франции?  Вы  не  рассматривали   для  себя  такую перспективу? -  задаю  я  вопрос, который  как бы  предполагает   вполне  себе  патриотичный   ответ  в  духе сегодняшнего  времени.

- Вопрос  не  в  том, чтобы  остаться,  а вопрос  в  том,  чтобы  заниматься интересным  для  меня  делом.  Делом, которое    ты  любишь.  Если  проект   во  Франции -  я  буду  заниматься  им   во Франции, если   этот  проект  в России  -  я буду заниматься  им  в России.  Будь  это Голландия  или Нью-Йорк -  ты  делаешь   фильм  или  сочиняешь  спектакль там, где  он  зарождается.  И   в  этом смысле  вопрос    твоего  местопребывания напрямую  связан   с  обстоятельствами  этого  дела.   Дело   не  в  том – где  снимать,   в  Париже,  в  Канаде  или в  Австралии,   а  в  том -  что  снимать.  Я  шел  за  сюжетом, за  фильмом, за спектаклем, -   очередной  раз   Ткачев  разбивает   мои  шаблоны в жанре классического  «творческого  портрета».

Не  везение, а  подход  к  существованию

На протяжении  всего ночного  разговора   у  меня   начинает    четко  складываться  впечатление, что    Ткачев просто   очень   везучий человек.  Судите сами -   человек  занимается   своим  любимым  делом – пишет   сценарии,   снимает   фильмы,  сочиняет   музыку, ставит   спектакли. У   него   собственная   киностудия, любимая и  талантливая  жена-единомышленница, целая  команда прекрасных и  известных  актеров, готовых   работать  в  проектах  Ткачева не  за  баснословные  гонорары. И  это в  то  время, когда   многие  отечественные  кинодеятели    только  и жалуются  на    отсутствие  хорошей  драматургии,   непритязательны е  вкусы  зрителя, алчность  продюсеров.  А  сколько     талантливых  провинциальных  людей  так и  не  смогли  пробиться в    этот  удивительный  мир   кино. Так  в   чем  же  секрет везунчика Ткачева?

- Знаете,  когда  вы  так  говорите   я  вспоминаю  одного  замечательного  старого актера,  который говорил -  «Ребята, мы уже  счастливы  тем,   что  мы   родились.  Не забывайте  об  этом.  Сам   факт  того, что   мы  есть, это  уже  подарок, а   дареному  коню  в  зубы  не  смотрят».  Этого  просто  вообще   могло  не  быть   ни  звездного  неба, ни  росы  на летней  траве, ни моря. Подумайте  об этом, - без  тени  какого-то  нравоучения  говорит Ткачев. -   И  в  этом   есть  верный  подход  к  существованию.  

Верный   подход к существованию   требует  от  режиссера  Сергея  Ткачева и  собственной   многофункциональности.

- Вы  снимаете  свои фильмы,  по  своим   сценариям, вы  даже   музыку  к своим  фильмам  пишете  сами. Получается, вы создаете продукт,  на  котором  можно поставить   большую   букву  «Я».

- Я  бы   не   так  рассмотрел  этот  процесс, -  возражает  мой   собеседник. -  Вопрос  в  существовании   автора. Человека, который  берет на  себя   ответственность за   свое  сочинение. Насколько  он  имеет  возможность  контролировать  произведение, как то на  него  влиять. То  есть  мы  говорим  о желании  сделать его  в  каком-то  смысле    более  совершенным  или более  артикулированным, чтобы   художественное    высказывание   было  как   можно  более  точным. Как бельканто, где   важно  петь  не  громко и красиво, а  важно петь  точно. Это  вопрос   точности.  Это  не  вопрос  демонстрации  «Я»,  а   момент  достижения  цельности  своего  сочинения. В  этом  смысле мне  всегда  импонируют  так  называемые тотальные  авторы   Чаплин,    Феллини,  Бергман, Антониони, Куросава. Они  несли  свою   тему, свое  понимание   человека,  понимание  бытия . Это   взгляд на  мир  через  призму  судьбы  этого автора.  Таких   в  киноискусстве  очень  много, смотреть   и  смотреть.  

И  опять  Ткачев,  едущий      где-то   по ночной   дороге  со  съемочной  площадки,  заставляет   меня  пересмотреть  свои    сложившиеся   стереотипы    ведения  интервью.  Я  понимаю, что   даже  к простым и обычным  вопросам  журналиста  этот  человек  подходит предельно  ответственно, точно и  правдиво.  По его  словам, он  снимает   простые   человеческие  истории. Но  так  ли  уж  проста  его  простота?

Фильмография Сергея Ткачева

Скорпион на   ладони (2013)

Праздник  взаперти (2012)

 

Сон №5 (2010)

Утро (2009)

Тесные врата (2009)

Частный заказ (сериал, 2007)

Маша (2004)

Щит Минервы (2003)

Директория смерти (сериал, 1999)