В дагестанском селении Амузги скончалась последняя жительница Патимат Нугаева. Со смертью женщины населенный пункт, известный производством холодного оружия, окончательно опустел.

Патимат Нугаева, которой было более 80 лет, скончалась 15 января, в тот же день прошли ее похороны, в которых приняли участие несколько сот человек, сообщил Расул Куртаев, бывший глава села Кубачи, расположенного в 5 километрах от Амузги.

"По единственной тропинке, ведущей сюда из поселка Кубачи, в Амузги пришли сотни людей, которые пришли проститься с последним жителем этого селения - бабушкой Патмат. Она отказалась переезжать к своим детям в другие села и города. Она говорила: "Здесь мой дом, здесь я и умру". Я в числе других многочисленных людей пришел проститься с последним жителем селения Амузги. Теперь в Дагестане на одно опустевшее село стало больше. Очень жаль!" - заявил Расул Куртаев.

Патимат Нугаева занималась выращиванием скота, ухаживала за небольшим огородом. По словам жителей Кубачи, переезжать к родственникам она категорически отказывалась, ссылаясь на то, что Амузги - ее родина, и она должна тут умереть.

Как отметил Расул Куртаев, дети Патимат Нугаевой уехали жить и работать в Кубачи, в основном где они и сейчас проживают. Последние 2-3 года вместе с Патимат  жила ее дочь, помогавшая матери по хозяйству.

"Дочь не будет жить в Амузги, так как она жила с матерью только из-за нее, и помогала ей, выращивая скот", - говорит Куртаев.

Селение Амузги известно производством холодного оружия

В средние века селение Амузги являлось крупным центром производства кузнечных изделий, особенно холодного оружия, пользовавшегося большой известностью в Дагестане и за его пределами.

"Амузгинцы этнически близки к кубачинцам. Они говорят на кубачинском языке, который имеет некоторые диалектные различия. Характерно, что этимология названия Амузги раскрывается на основе языка кубачинцев и амузгинцев. Амузги – это позднее литературное название, означает "три", "холм", "возвышение". Селение расположено на трех горных вершинах, или возвышенностях, на недоступном для неприятеля месте. В середине века оно являлось сильно укрепленным населенным пунктом", - рассказал Расул Куртаев.

В 80-х годах XIX века в селении насчитывалось 250 дворов, и все жители участвовали в производстве клинков, но уже к 1935 году осталось лишь 40 дворов с 203 жителями, хотя по-прежнему все делали оружие, говорится в статье "Мастера Амузги" на сайте дагестанской компании по производству и оптовой продаже сувенирного оружия.

По словам Расула Куртаева, в 1944 году, после депортации чеченцев и ингушей в Среднюю Азию, жители села Амузги, как и жители других горных населенных пунктов Дагестана, были переселены в Шурагатский район, ранее входивший в состав Чечено-Ингушской АССР.

В 1957 году, когда депортированным народам Северного Кавказа было разрешено вернуться на свои исторические территории, многие амузгинцы переселились в Дербентский район Дагестана, но в самом селении Амузги сохранились кузницы и мастерские.

"В настоящее время селение заброшено, оно в развалинах, а выделка здесь клинков холодного оружия окончательно прекратилась. До последнего времени здесь проживала только Нугаева Патимат", - сообщил Куртаев.

В 2002 году в Амузги проживали два человека, в 2010 году – один, такие сведения опубликованы на сайте Федеральной службы государственной статистики по итогам Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 года.

Амузги уже является местом для посещения туристов

Амузги - не единственное заброшенное селение в Дагестане, и в республике работают над привлечением туристов в такие места.

В апреле 2015 года умер последний житель села Гамсутль Гунибского района Дагестана Абдулжалил Абдулжалилов, откуда был родом и где прожил последние свои 20 лет.

По словам дагестанского блогера Айдемира Даганова, который опубликовал в своем "Живом Журнале" в 2014 году фоторепортаж из Гамсутля, заброшенное село стало для отшельника смыслом жизни. К Абдулжалилу приезжали журналисты и гости со всех концов России, о нем и старинном селе снимали фильмы и репортажи, писали статьи и рассказы. Абдулжалил называл себя в шутку "мэром Гамсутля".

По словам Расула Куртаева, в Дагестане насчитывается более 80 сел, в которых нет жителей.

Отметим, что, согласно данным переписи населения 2010 года, только в Дахадаевском районе к тому времени числилось пять сел, в которых нет местных жителей. Это села Никабаркмахи, Санакари, Чахрижи, Шулерчи, Мусклимахи.

"По моим данным, в Дагестане более 80 таких сел. Я сейчас работаю над привлечением туристов в такие места", - рассказал Куртаев.

Расул Куртаев проработал главой села Кубачи с 2010 по октябрь 2015 года, он претворил в жизнь новый способ развивать туризм в родном селе. Для этого он зарегистрировался на сайте для каучсерферов (помощь путешественникам), и после этого практически каждую неделю принимал туристов как из регионов России, так и зарубежных стран.

Кубачи - селение в Дахадаевском районе Дагестана. Один из крупнейших на Кавказе традиционных центров художественной обработки металла, а также резьбы по камню и дереву, с раннего средневековья известен изготовлением кольчуг и оружия. Предметы декоративно-прикладного искусства, изготовленные мастерами из селения Кубачи, являются экспонатами различных выставок в России. 

По словам Расула Куртаева, только за прошлый год Кубачи и его окрестности таким образом посетили туристы из Дании, Чехии, Словакии, стран Латинской Америки.

Дахадаевский район Дагестана располагает большим потенциалом для формирования туристско-рекреационной инфраструктуры, считают власти муниципалитета. На его сайте указано, что в районе предпринимаются меры для привлечения туристов: начато строительство комфортабельной гостиницы, построен корпус спортивно-оздоровительного лагеря с возможностями обслуживания 50 человек.

Для туристов разработаны и организуются туристские маршруты "Горские легенды и предания", "Народные художественные промысли", "Башни в горах", "По следам первобытных художников".

"Посетители района смогут также окунуться в мир самобытного искусства и архитектурной экзотики аула кубачинских златокузнецов, харбукских и амузгинских оружейников, мастеров-камнерезов и деревообделочников. В районе много 549 памятников историко-культурного наследия республиканского и федерального значения", - отмечается в сообщении на сайте администрации района.