Нагорный Карабах многие десятилетия был территорией, которую не могли поделить Армения и Азербайджан. С периодичностью в непризнанной республике вспыхивают военные действия, из-за которых гибнут солдаты, мирные жители, разрушаются дома и инфраструктура. Но до сих пор военным путем урегулировать конфликт не удавалось. Возможно, в этот раз столкновения ВС Армении и Азербайджана также прекратятся. Политики смогут сесть за стол переговоров и начать процесс урегулирования.

Именно такой выход из затянувшегося противостояния двух закавказских стран видят многие мировые политики, эксперты, журналисты и общественные деятели.

К примеру, международный журналист Вадим Арутюнов вчера в беседе с журналистом ИА «Южная служба новостей» отметил, что карабахский конфликт не имеет военного решения.

Политолог Оксана Дякина также склонна к тому, что диалог – единственный способ закончить войну в регионе и судьей должна стать Россия.

«Россия равноудалена и равно приближена к обеим сторонам конфликта. И это идеальная роль для нашей страны – сохранять нейтралитет и выполнять гуманитарную миссию», – заявила Дякина в беседе с авторами telegram-канала «Кстати».

Стоит отметить, что президент РФ Владимир Путин крайне обеспокоен сложившейся обстановкой в Нагорном Карабахе и призвал стороны прекратить военные действия, сесть за стол переговоров. При этом, российский лидер неоднократно выступал миротворцев и эскалацию конфликта удавалось остановить.

Немаловажную роль в прекращении военных действий и начале конструктивного диалога могут сыграть общественные дипломаты, лидеры национальных диаспор и старейшины.  

Кандидат исторических наук, директор «Нахичеванской-на-Дону армянской общины» Сергей Саядов также уверен, что войну необходимо немедленно остановить!  Конфликт необходимо решать путем переговоров двух сторон с привлечением экспертов, дипломатов, научного сообщества и широкой общественности.

– Сергей Михайлович, Карабахский конфликт давний, приходилось ли представителям армянской общины Ростовской области принимать участие в его урегулировании?

Мы – российская армянская общественная организация. Круг наших уставных задач и деятельности находится в гуманитарной области. Конечно же мы имеем консолидированное мнение и собственную оценку происходящих событий и можем её высказывать, помогать гуманитарными акциями нашим соотечественникам в Арцахе. Однако это не может считаться участием в урегулировании конфликта. Оно, мне кажется, находится в политической плоскости и может быть решено только при активном участии государств и региональных держав, ответственных за мир в регионе.

–  На Ваш взгляд, после прекращения боевых действий, какие первые шаги должны быть?

Конечно же, на первый план будут вынесены вопросы восстановления хозяйства, инфраструктуры, жизни и здоровья людей, затронутых войной. Важно будет дать объективную оценку войне, назвать и привести свидетельства того, кто был агрессором, кто был пособником агрессора и т.п. Важно не допустить в дальнейшем новых военных столкновений и войн.

– Какая может быть роль России в процессе урегулирования конфликта? Может необходим новый формат по типу «минских соглашений»?

Хотелось бы видеть более активную роль России в этой войне. Я не политик, могу многого не знать о том, какова сегодня роль России в урегулировании. Но хотелось бы видеть более понятную её позицию в отношении войны и участия в не Турции и в отношении «стратегического партнёра России» - Армении. Оставаясь «над схваткой», равноудалённо от противоборствующих сторон, можно в конце концов потерять накопленный историей потенциал доверия и дружбы.

– Армения может признать Нагорный Карабах независимой республикой. Почему, по Вашему мнению, об этом заговорили только сейчас и не было сделано ранее? Какие от этого решения могут быть последствия? 

По моему мнению признание независимости Нагорного Карабаха, сейчас, может изменить институт и структуру Минского процесса, что затруднит и без того сложный переговорный процесс по урегулированию конфликта.

Нагорный Карабах — спорный регион на границе Армении и Азербайджана. Самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика была основана 2 сентября 1991 года.

Географическая область Карабах разделена на равнинную и нагорную части. В Равнинном Карабахе исторически преобладало азербайджанское население, в Нагорном — армянское. В 1917 году после революции и распада Российской империи в Закавказье были провозглашены три независимых государства, в том числе Азербайджанская республика, куда и входил регион Карабаха. Однако армянское население района отказалось подчиняться новым властям. В том же году Первый съезд армян Карабаха избрал собственное правительство — армянский национальный совет.

Географическая область Карабах разделена на равнинную и нагорную части. В Равнинном Карабахе исторически преобладало азербайджанское население, в Нагорном — армянское. В 1917 году после революции и распада Российской империи в Закавказье были провозглашены три независимых государства, в том числе Азербайджанская республика, куда и входил регион Карабаха. Однако армянское население района отказалось подчиняться новым властям. В том же году Первый съезд армян Карабаха избрал собственное правительство — армянский национальный совет.

В 1987 году недовольство армянского населения региона социально-экономической политикой Азербайджана резко возросло. Меры, предпринятые руководством Азербайджанской ССР, на ситуацию не повлияли. Начались массовые забастовки студентов, а в крупном городе — Степанакерте — прошли многотысячные националистические митинги.

Многие азербайджанцы, оценив ситуацию, приняли решение уехать из региона. Одновременно в Азербайджане начались армянские погромы, в результате которых появилось большое количество беженцев.

Областной совет Нагорного Карабаха принял решение о выходе из состава Азербайджана. В 1988 году между армянами и азербайджанцами начался вооруженный конфликт. Территория вышла из-под контроля Азербайджана, однако решение по ее статусу было отложено на неопределенное время.

В 1991 году в районе начались военные действия с многочисленными потерями с обеих сторон. Договоренности о полном прекращении огня и урегулировании ситуации удалось достичь только в 1994 году при помощи России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Бишкеке.

В 1992 году в качестве площадки для переговоров была создана минская группа ОБСЕ во главе с тремя сопредседателями — Россией, США и Францией. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.

В XXI веке конфликт в Нагорном Карабахе напомнил о себе в августе 2014 года, когда в регионе был сбит армянский вертолет. Тогда стычки на армяно-азербайджанской границе произошли между военными двух стран. С обеих сторон погибло более 20 человек.

Следующий виток многолетнего конфликта произошел в начале апреля 2016 года. Минобороны Азербайджана заявило об обстрелах со стороны вооруженных сил Армении с применением минометов и крупнокалиберных пулеметов. В свою очередь армянское военное ведомство заявило, что азербайджанская сторона предприняла в ночь на 2 апреля «активные наступательные действия» с использованием танков, артиллерии и авиации.

Урегулировать конфликт 2016 года удалось лишь к концу июня при активном участии российских дипломатов и президента РФ Владимира Путина.

В 2020 году впервые ситуация на армяно-азербайджанской границе обострилась 12 июля. В Азербайджане заявили, что вооруженные силы Армении атаковали позиции армии республики с использованием артиллерии. В свою очередь в Ереване сообщали о попытке прорыва со стороны Азербайджана. Обе стороны сообщали о потерях среди военнослужащих. Спустя несколько дней после серии переговоров конфликт удалось погасить.

27 сентября 2020 года в Баку заявили об интенсивном обстреле позиций азербайджанской армии со стороны Армении. В свою очередь в Ереване сообщили о наступлении вооруженных сил Азербайджана в направлении Нагорного Карабаха и обстреле населенных пунктов непризнанной республики, включая ее административный центр Степанакерт. Обе стороны сообщают об убитых и раненых, в том числе среди гражданского населения, обвиняя друг друга в провокациях.

Обе страны ввели военное положение и объявили о мобилизации резервистов. Как утверждают в Ереване, Армении удалось отбить ранее потерянные боевые позиции. В Азербайджане тоже рапортуют о взятии новых высот.

Мировое сообщество призывает стороны прекратить огонь. Владимир Путин призвал стороны предпринять все усилия, чтобы прекратить военные действия и не допустить дальнейшей эскалации. В парламентской ассамблее ОБСЕ попросили обе страны вернуться за стол переговоров под эгидой минской группы этой международной организации.