Сегодня в целом ряде тенденциозных СМИ, в том числе и на Западе, можно услышать, что у России появилась новая государственная идеология, которая к тому же является мечтой российского президента Владимира Путина. Политические манипуляторы утверждают, что так называемый «Русский мир» - концепция, которую подхватили на Западе и однажды вбросили в СМИ политологи Глеб Павловский и Ефим Островский, может стать главной доктриной сегодняшнего развития нашей страны.

Однако, в действительности, «Русский мир» не может быть главной идеологией в многонациональной стране, которой является современная Россия – правопреемница огромного межнационального наследия Советского Союза. На Западе, в том числе и в годы Великой Отечественной войны, так и не поняли, что же движет русскими людьми и другими этносами, проживающими на территории нашего государства и исповедующими самые разные религии, когда они становятся вместе, плечом к плечу, на защиту своей родной земли, на спасение своей общей Родины.

А формулировка «дружба народов» ни для немецко-фашистских захватчиков тогда, ни для современных антироссийских правительств Европы и Запада, в целом, остаётся всё ещё непонятной.

Им непонятна такая удивительная и нерушимая дружба всех проживающих здесь народов, для которых свобода Отечества всегда в шкале ценностей и целеполагания ставилась выше любых этнических, региональных и личных интересов, для которых традиции были сильнее моды и конъюнктуры, духовное выше материального.

А между тем именно дружба народов столетие за столетием сближала этносы, проживающие на территории сначала Российской империи, а затем и СССР, выплавив, в итоге, к началу Великой Отечественной войны, как оказалось, один, нерушимый народ. Советский Союз, сохранив уникальность каждого этноса, дав ему всё для развития и благополучия, включая собственный алфавит, тем не менее породил монолитный, единый советский народ, в основе стратегии межнациональной коммуникации которого лежали пролетарский интернационализм и дружба народов.

Сегодня Россия продолжает эту политику, и дружба народов становится главной движущей силой как внутренней политики нашей страны, так и её внешнеполитической стратегией, в том числе в ходе специальной военной операции на территории Украины.

Если не понимать этого, то и невозможно дать ответы на тысячи непонятных на Западе «почему?», чтобы объяснить те или иные мотивы, поступки или действия советских граждан в разных частях её страны в годы Великой Отечественной войны. Почему, рискуя собственными детьми, русские или белорусы, к примеру, спасали еврейских детей, раненых солдат и партизан разных национальностей? Почему жители Северного Кавказа, Закавказья, Центральной или Средней Азии, куда шли основные потоки эвакуации людей, коллективов и предприятий с оккупированных территорий или территорий, которым такая опасность угрожала, отрезая кусок хлеба или любой другой еды от себя лично и своих семей, спасали от голодной смерти вновь прибывших женщин и детей, в большей части из Украины, Белоруссии и стран Прибалтики?

Почему голодные работники музеев, галерей, домов культуры или театров в блокадном Ленинграде сохраняли предметы мировой культуры, хотя имели возможность всё это продавать и обменивать на еду, как минимум, себе? Почему чеченцы и ингуши – защитники Брестской крепости, совсем молодые, едва достигшие совершеннолетия парни, у которых на своей малой Родине были родители и семьи, получив приказ отходить от командования, всё равно остались защищать крепость, прикрывая отход женщин и детей? Почему армянские или грузинские солдаты, уже находясь в Германии в 1945 году, спасали слонов, виноградники, деревья, рискуя собственной жизнью, о чём красноречиво рассказывают выдающиеся советские фильмы «Отец солдата» и «Солдат и слон», основанные на абсолютно реальных событиях? Где здесь логика, с точки зрения западного целеполагания?

Именно дружба народов и отношение наших военных к другим народностям с уважением и заботой может дать ответы на то, как идёт специальная военная операция сегодня на Украине. Почему наши солдаты не разрушают города и не применяют тяжёлую технику так, как её применяли во Вьетнаме, в Афганистане или Ираке американцы? Почему наша армия щадит местное население, существенно замедлив темпы наступательной операции? Почему, имея возможность жёстко решить не одну сотню боевых задач российская армия, тем не менее, этого не делает?

Реальность такова, что для российской армии, как и для советской – ценность жизни человека, человеческое измерение, было всегда важнее, стратегических, военных задач. Тех же украинцев российские граждане, в том числе и русские, воспринимают, как своих вчерашних братьев, которых обманули и которыми манипулируют их правители. Дружба народов – это не политическая химера коммунистического режима, а абсолютно историческая реальность, которая поддаётся и рациональному объяснению, в том числе и в современной России.

Сама история России и, тем более, СССР давала множество убедительных примеров того, что там, где дружба народов на государственном и бытовом уровне существует реально, там гарантированно существует и мир, и благополучие, и порядок. Там, где есть между самыми разными этносами взаимопонимание и поддержка, непременно выше и производительность труда, и рост экономики, и вообще преобладает развитие и прогресс.

И, наоборот, там, где выходит на первый план национализм, ксенофобия, религиозная нетерпимость, где дезинтеграция преобладает над интеграцией, рано или поздно происходит не только социально-экономическая деградация, но и, как правило, вспыхивает самая настоящая война, которая приводила и приводит к краху целые империи и народы. Концепция «Русского мира» в руках националистов и им подобных политических сил и учёных может привести только к раздраю и межнациональных конфликтам. Да и может ли быть прочным такой «Русский мир», если в нём нет татар, чеченцев, калмыков и многих других народов? Может ли он принести мир Украине?

Идеи дружбы между этносами и людьми разных национальностей актуальными были всегда. Мало того, о них, как о важной составляющей человеческого взаимодействия, писали и Низами, и Пушкин, и Гоголь, и Лермонтов, и Шевченко, и Лев Толстой, и Горький, и Шолохов, и Идрис Базоркин, и Расул Гамзатов, и Муса Джалиль, и многие другие писатели и поэты нашей страны. И в России эти впитано на глубоком, даже порой неосознанном уровне. А на Западе, увы, нет.