Культура всегда была главным амбассадором России в мире. Достаточно вспомнить русский балет, который иностранцы открыли для себя благодаря деятельности импресарио Сергея Дягилева, или советский ансамбль «Березка», лихо отплясывающий народные танцы республик СССР на мировых сценах, от Африки до Японии.

Во времена СССР гастроли культурных коллективов по республикам Союза были традицией. По планам, составленным Минкультом, в Якутию летели питерские балерины, а в северную столицу с бубнами и хомусами отправлялся ансамбль национального танца и песни Эвенкии. Все это называлось культурным обменом и государственными деятелями всячески поощрялось.

В современных реалиях, особенно с началом СВО, культурные связи стали рассматривать под другим углом. А именно – как способ воздействия на народные массы. Русскую культуру особо ретивые политики стали запрещать, вплоть до требований отменить концерты российских исполнителей, вычеркивания из афиш спектаклей на русскую тематику и поставленных русскими режиссерами, сжигания книг российских писателей и сноса памятников русским историческим деятелям. В наше время провести мероприятие, связанное с русской культурой, равносильно заявлению о поддержке России.

Поэтому и хочется остановиться на «Русских сезонах», состоявшихся в Бишкеке. Этот масштабный проект, объединивший ведущих солистов Мариинского, Большого и Михайловского театров, был реализован при поддержке продюсера Елены Стравинской. Выступления прим-балерин Оксаны Скорик и Ирины Перрен, а также других артистов на сцене театра имени Малдыбаева продемонстрировали преемственность традиций русской балетной школы.

Само название проекта говорит, что речь идёт не просто о выступлении, а об огромном культурном влиянии, которое этот гала-концерт может оказать. Проведение таких мероприятий укрепляет культурные связи между странами в условиях возрастающей конкуренции на гуманитарном пространстве Центральной Азии. Именно русское искусство является ключевой составляющей нашей «мягкой силы», которая усиливает позицию и влияние России во всем мире. Классическое искусство также продолжает оставаться эффективным инструментом культурной дипломатии, способствуя поддержанию конструктивного диалога между народами. В программу вошли фрагменты из «Жизели», «Щелкунчика» и «Шехерезады», а киргизские солисты Даяна Кыдыралиева и Адилжан Рахманов представили па-де-де из балета «Чолпон». Музыкальное сопровождение обеспечивал Большой симфонический оркестр мэрии Бишкека под художественным руководством хореографа Марата Шемиунова.

О необходимости усилить совместную работу между Кыргызстаном и Россией говорит и эксперт Динмухамед Алмамбетов, руководитель общественного объединения «Нарын Патриот».

«Такие мероприятия в советское время проводились постоянно, и это очень помогало нашим народом понимать друг друга. На сегодня мы еще больше нуждаемся во взаимодействии между народами, в политическом, военном, экономическом направлениях. И такие мероприятия, несомненно, помогут в вопросах интеграции между нациями. Это большой плюс. В то же время мы все хорошо знаем, в каком положении находится евразийский континент, и у каких доминантных государств какие интересы в нашем регионе. Поэтому необходимо, чтобы и российские «мягкие силы», так назовем, работали в нашем регионе в полном масштабе», – говорит наш собеседник.

По словам Алмамбетова, сегодня в Центральноазиатском регионе активно в полную мощность работают «мягкие силы» Организации Тюркских Государств. И действуют намного лучше российских. Очень подпортила репутацию российских организаций, действующих на территории Кыргызстана, коррупция. Понятно, что коррумпированные элементы есть везде, и в Кыргызстане тоже. Но в направлении выстраивания партнерских отношений между государствами таких явлений не должно быть.

«Мы являемся крепким союзником Российской Федерации в геополитическом плане, и мы прекрасно знаем, какие силы противостоят России, – говорит Динмухамед Алмамбетов. – И да, могу сказать с сожалением, на нашей территории в полном объеме действуют мягкие силы ОТГ, рассчитывающие на передовые вооружённые силы стран НАТО. Поэтому нашим российским партнерам необходимо более серьезно отнестись к работе. Я еще в 2021 году сказал всем российским организациям, которые работали в республике, что нельзя работать так поверхностно, для «галочки». Особенно сейчас, когда конфликтная ситуация усугубляется российской непонятной миграционной политикой».

«Русские сезоны», это, конечно, хорошо, считает эксперт. Но этого совсем недостаточно для сегодняшней обстановки.

«Я не знаю, сколько человек обратили внимание на это мероприятие в Бишкеке. Но точно скажу, что 95% простого народа о приехавшем русском балете даже не знали. Необходимо проводить масштабные мероприятия, охватывающие все субъекты нашей республики, – резюмирует Алмамбетов. – Было бы хорошо, чтобы руководство Российской Федерации подумало бы о перетрансформации «мягких сил» и их деятельности».

Фото: https://news-kherson.ru/, https://data.vb.kg/