Политолог, доктор социологических наук, профессор Южного федерального университета, руководитель научного центра международных и межрегиональных исследований "Мир Кавказа" Максим Васьков дал оценку состоянию дел и перспектив развития Северной Осетии.

– Максим Александрович, как политологи, работающие вне изучаемого региона, оценивают происходящее в нем, и как на фоне других субъектов выглядит Северная Осетия?

– Ваша республика представляет большой интерес для исследования, особенно в последние годы. Здесь социально-политические процессы стали развиваться заметно быстрее, чем в других субъектах округа, и при этом в правильном направлении с точки зрения общественных интересов.

– Чем вы это объясняете?

– Выбором руководством республики непопулистской, а прагматичной, экономически целесообразной социально-экономической политики. И вот это сильно отличает Северную Осетию от многих других регионов страны, руководство которых преследует лишь одну цель – добиться высокого уровня одобрения своей деятельности населением. Это один из главных показателей оценки эффективности губернаторов Администрацией Президента РФ.

Самый очевидный и простой способ угодить населению – взять кредит в банке и нарастить темпы строительства социальных объектов, жилья. К сожалению, многие регионы выбирают этот популистский путь. Однако наращивание госдолга ведет к структурным макроэкономическим проблемам, которые не позволят даже в среднесрочной перспективе реализовать важные экономические программы. Тем не менее руководители с политическими амбициями игнорируют подобные риски.

В Северной Осетии качественно иная ситуация. Здесь удалось нарастить темпы строительства социальных объектов без увеличения долговой нагрузки на республиканский бюджет. Более того, в короткий срок был значительно снижен госдолг со 120 до 89% от уровня собственных доходов республиканского бюджета, при этом существенно увеличили доходную базу.

Результат на самом деле исключительный. К примеру, даже наш более богатый субъект, Ростовская область, не может похвастать таким управленческим результатом. На юге России, пожалуй, только Краснодарский край добился подобного за счет резкого роста доходов в туристической отрасли.

– Что вы считаете основными проблемами в экономике нашей республики?

– Главная проблема всего Северо-Кавказского округа изменение демографической структуры населения и, в частности, трудовых ресурсов. Сегодня в СКФО наблюдается дефицит квалифицированных специалистов, а планы ускоренного развития региональной экономики предполагают обеспечение новых или воссоздаваемых производств востребованными рабочими и инженерными кадрами.

У этой проблемы два решения – самостоятельно готовить специалистов либо приглашать из других регионов страны или зарубежных государств. Второй путь неизбежно повысит уровень социальной напряженности, так как сузит для местных жителей и без того небольшой рынок труда.

В Северной Осетии я вижу понимание необходимости переориентации системы образования на имеющиеся и на перспективные потребности экономики. Знаю, что ее руководством уже поставлены четкие задачи перед системой образования.

В этом вопросе ваша республика выгодно отличается от других регионов округа, как и в том, что Северная Осетия всегда была родным домом для многих народов. Осетинский народ веками вырабатывал и сегодня укрепляет традиции уважения к представителям других культур и верований.

– В прежних программах Минкавказа по развитию СКФО упор делался на туризм и сельское хозяйство, а наукоемкое промышленное производство в них практически отсутствовало. Специалисты говорят об опасности такого перекоса, ведущего к исчезновению на Кавказе рабочего класса и технической интеллигенции и превращении региона в сырьевой придаток. Вы разделяете эти опасения?

– В идеале, конечно, нет. Вокруг агропромышленного комплекса и сферы туризма должны быть созданы сопутствующие промышленные производства, обеспечивающие данные отрасли необходимой продукцией. Сегодня сельское хозяйство – это не крестьяне с косами, а конкурентоспособный агропромышленный комплекс, высокотехнологичная и наукоемкая отрасль, квалифицированные специалисты и современное оборудование.

И здесь необходимо создавать предприятия по производству сельхозтехники и оборудования для перерабатывающей промышленности, где также нужны классные специалисты разных уровней.

Если взять туристическое направление, то под него требуются предприятия по производству и обслуживанию канатных дорог, медоборудования, спортивной экипировки…

В таком случае названная вами проблема не возникнет, но для этого нужны средства, которых на Северном Кавказе нет, и нужен стратегический подход не только на республиканском и окружном уровнях, но и на федеральном.

– В этой связи, на ваш взгляд, что нам сулит смена руководства Минкавказа?

– До настоящего времени процесс социально-экономического развития регионов СКФО воспринимался узко. Деньги вкладывались в мегапроекты по очень ограниченному количеству направлений, в основном в инфраструктуру туризма. Дело правильное, но существенных системных результатов такой подход не принес, успехи носили частный характер.

Министерство же создавалось как государственная структура, решающая проблемы на стратегическом уровне и обеспечивающая равномерное развитие всех регионов округа. Очевидно, что нужно менять стратегию и при этом видеть причины проблем СКФО не только в экономике. Есть вопросы культуры, образования, идеологии, политики, без внимания к которым невозможно обеспечить качественный уровень жизни людей.

Ожидаемые изменения в стратегии работы Минкавказа от узкого проектного подхода к системному методу откроют перед Северной Осетией дополнительные возможности, обусловленные существующей материально-технической и кадровой базой, а также наличием богатых традиций промышленного производства.

Уже сегодня Северной Осетии есть с чем выходить на федеральное финансирование, например, на базе договоренностей с госкорпорацией "Ростехнологии" о возвращении в ее орбиту некоторых бывших предприятий ВПК. Однако решающим условием успешного взаимодействия республики и Минкавказа будет оценка министерством эффективности выполнения здесь федеральных целевых программ.