«Поезд Победы» начал своё движение из Москвы в октябре 2020 года, и за три года пересёк страну от Крыма до Владивостока несколько раз. Музей на колёсах за время своего нахождения на железной дороге посетил 190 городов и принял на экскурсию почти полмиллиона жителей нашей страны. В Ростов-на-Дону музей на колёсах приезжает не первый раз, но впервые в канун 80-й годовщины освобождения города от немецко-фашистских захватчиков 14 февраля 1943 года.

«Поезд очень сложно сделан: более четырёх тысяч единиц оригинального реквизита, более 150 фигур, оригинальный свет, театральный звук, вибродинамики, – рассказывает в комментарии «Южной службе новостей» администратор проекта «Поезд Победы» Сергей Лукша. – Когда наши гости заходят в поезд, мы предлагаем им оборудование – наушники и аудиогид, после чего они почти сразу же погружаются в историю, которую им рассказывает голосом актрисы Екатерины Гусевой машинист паровоза Лидия Чухрай – это реальная девушка, которая в годы Великой Отечественной войны водила такой подвижной состав. И была, к слову, не единственной».

По словам собеседника, «Поезд Победы» – это единственный в мире иммерсивный (с эффектом погружения ­– прим.авт.) музей на колёсах. Он появился к 75-летию Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчикам в Великой Отечественной войне. Удивительный передвижной состав знаменит не только уникальными человеческими фигурами, над которыми работали более 70-ти художников, скульпторов и костюмеров, но и мультимедийным сопровождением. В историческом поезде собраны 50 видеопроекторов, 18 видеостен и 12 тач-столов, которые позволяют посетителям стать свидетелями захватывающих воздушных боёв и танковых атак, увидеть походный быт солдата и проехать по знаковым эпизодам Великой Отечественной войны.

Более 140 мультимедийных поверхностей и мощные спецэффекты музея дают возможность каждому оказаться в открытом вагоне поезда на «Дороге жизни» Ладожского озера, увидеть оборону Брестской крепости глазами её защитников, попасть в «вагон смерти», перевозящего заключенных в немецкий концлагерь и окунуться в десяток совершенно разных, непередаваемых по эмоциям, событий с 1941-го по 1945 год.

«Все предметы здесь либо настоящие, либо сделаны специалистами в очень точном соответствии с представленной эпохой – говорит Лукша.  – Реальные старинные книги, журналы, карты, документы, сундуки и ящики, оружие и одежда. Немецкую форму того времени в своё время специально покупали у коллекционеров в Латвии. Этой ткани более 80-ти лет, а она, как новая. Брюки и кители, а также шинели для германской армии шил знаменитый модельер Хьюго Босс, хотя об этом стараются на Западе сегодня не говорить».

Администратор проекта поясняет, что «Поезд Победы» приоткрывает страницы неприглядной истории Второй мировой войны, когда на гитлеровскую Германию работало немало стран и очень знаменитых сегодня мировых компаний. В частности, в музее представлена первая этикетка "Фанты", выпущенная в гитлеровской Германии.

Напомним, что напиток «Фанта появился в Третьем Рейхе, как заменитель «Кока-колы», в 1940 году. Когда в США ввели торговое эмбарго в отношении нацистской Германии, которое повлияло на доступность ингредиентов знаменитого напитка, производители «Кока-колы» решил изменить рецептуру и создать на основе яблочного сиропа напиток непосредственно в Германии. Через несколько лет они получили огромные прибыли, ведь уже к 1943 году «Фанта» продала три миллиона банок и бутылок в Третьем Рейхе.

В музее на колёсах 12 вагонов, 10 из которых выставочные. В вагонных окнах - телеэкраны: провожающие машут платками с перрона, поезд под стук колёс покидает вокзал и едет дальше по событиям Великой Отечественной войны.

В первом вагоне - счастливое довоенное время, на плацкартных сиденьях фигуры туристов с удочками, демобилизованных солдат с советско-финской войны, мальчик с книгой Аркадия Гайдара – героя Гражданской войны и любимого писателя советской детворы. В 1941 году он погибнет, но появится в последнем вагоне «Поезда Победы» среди символических героев Великой Отечественной войны, которые будут приветствовать разгром немецко-фашистских захватчиков вместе с живыми.

Поезд проносит посетителей через оставленные нашими предками деревни, зелёные русские поля, испорченные сгоревшей техникой, бои в Бресте и под Москвой, в Белоруссии и Германии – всё это можно увидеть через интерактивные окна мчащегося музея. При этом в самом поезде вы пройдёте через вагон, где воссоздана перевозка пленных в концлагерь, санитарный и штабной вагоны, в котором совещание проводит сам маршал Константин Рокоссовский. Последний вагон – это Великая Победа и уставшие лица, разгромившие в Германии «коричневую чуму». Это снимки ветеранов из проекта «Бессмертный полк».

«Поезд Победы» на территории Ростовской области посетил четыре города, – поясняет заместитель регионального руководителя Всероссийского общественное движение «Волонтеры Победы» Анастасия Зайченко. – 6 февраля он прибыл в Волгодонск, потом были Шахты и Новочеркасск. С 10 февраля музей на колёсах в Ростове, где будет находится до 14 февраля включительно. В этот день ростовчане отметят 80-летнюю годовщину освобождения города».

По её словам, этот удивительный поезд можно, без сомнений, сравнить с «машиной времени». «Когда проходишь от вагона к вагону по составу и постепенно окунаешься в эту атмосферу, выйти прежним нет никакой возможности, – говорит она. – Многие ребята и, особенно, школьники, когда выходили из «Поезда Победы», не могли сразу понять, что находятся в современном мире. Здесь такие сильные эмоции, что у посетителей и даже волонтёров каждый раз на глазах выступают слёзы. Как печали, так и радости. Связь между поколениями нашего народа, однозначно, существует. В такие непростые время для нашей страны ощущается, что интерес к истории у молодёжи только усилился, патриотизм вырос в разы».



Участница команды «Молодежки Народного фронта» Нарина Фёдорова-Пестрикова поясняет, что только за первые два дня передвижной выставки в Ростове её посетило более двух тысяч человек. «Мы работаем в этом проекта вместе с «Волонтёрами Победы», – подчёркивает она. – Организовываем работу волонтёров, помогаем настроить оборудование посетителям и пройти через вагоны, объясняем, рассказываем и показываем. Группы у нас различного плана, есть дети 6-7 лет, есть пенсионеры и ветераны, приходят к нам целыми классами школы, дети из малоимущих семей, так называемые «учётники» (кто стоит на учёте в ОПДН) и многие другие. Главное, что я могу сказать, сегодня интерес у молодёжи и детей к нашей истории – колоссальный, и это здорово!»