Колумнистика

Патриотизм – это чувство, а не умение разбирать автомат

В последнее время патриотизм для россиян стал неким сакральным понятием. Его провозгласили национальной идеей, собираются внести в конституцию, пытаются привить молодежи, и, конечно же, заработать. При этом, если речь о национальной идее, то перепутаны цели и средства. Патриотизм именно средство, условие достижения национальной идеи, которой так и нет.

Сегодня о патриотизме говорят все, кому не лень. Из него сделали бизнес, он приватизирован группами лиц, которые учат нас «как Родину любить», по каким дням и в какие часы…Появились целые стада «экспертов по воспитанию», которые толкаются на поляне, в стремление отжать побольше средств для своих хотелок под флагом патриотизма. Смешивается все в кучу - от разборки автомата до пения Гимна России. Псевдопатриоты увидели золотую жилу, и, переобуваясь в воздухе, доводят эту важную работу до полного абсурда и отвращения.

Людей, знающих истинный смысл слова "патриот" не так уж и много. Один из них - генерал-майор в запасе, участник боевых действий, член Совета по внешней и оборонной политике, сейчас член генсовета движения «Сильная Россия» Александр Михайлов.

В беседе с журналистом «Южной службы новостей» офицер не стеснялся в выражениях и рассказал, что же это за чувство патриотизм и как его воспитать.

Патриотизм – это образ мысли и жизни

Сегодня патриотизм для многих – это пройти раз в год с георгиевской ленточкой и портретом воевавшего родственника по Красной площади, написать об этом пост в социальной сети и не более. Да, у многих это проявляется так, но проблема не в людях, а в обстоятельствах.

Рожденные в бурных 90-х, воспитанные уже в ХХ1 веке, когда слово «патриот» было ругательным, они вроде пытаются нащупать то, что составляет суть гражданина России, но идут как по минному полю, путаясь в принципах,  терминологии и, самое главное, не видя основы патриотизма. Не ощущая ее, так как разрушенные в бурях века мораль, нравственность, традиции многим кажутся рудиментами. А слова «честь» и «совесть» вообще ныне за гранью понимания.

На Востоке говорят – счастлив тот, у кого есть учитель. Но где они эти учителя?  

А воспитателями, учителями для своих детей, по мнению Александра Михайлова, выступаем мы сами:

«Патриотизм, как чувство сопричастности к своей стране, истокам воспитывается с раннего возраста. Это не слова, а реальность, данная в ощущениях. И развитие этих ощущений в вовлечение детей в конкретную позитивную работу, когда ребенок начинает ей гордиться. У каждого возраста своя сфера ответственности и участия в жизни семьи, дома, района, города… Уже в семье он начинает выполнять какие-то функции: ему надо сделать уроки, убрать, вынести мусор, помочь родителям, учителю убрать класс и т.д. С возрастом у него расширяется круг обязанностей. Построить, создать, воспроизвести… Патриот воспитывается как часть социума, как личность, имеющая не только права, но и обязанности. Он уже не позволит разрушить то, что создано им или другими, к чему был причастен.

Но если с малых ногтей мы воспитывает его как потребителя, то говорить о том, что он станет патриотом нельзя! Если подросток с детства не имеет зоны своей ответственности, а вся радость заключается в том, чтобы ходить в красном берете и изображать юнармейца, тупо разбирать и собирать автомат, то это не патриотизм. Это всего лишь навык, который не всем и пригодиться».

По мнению нашего собеседника, нужно пересмотреть сам термин «патриотизм».

– Я думаю, что это прежде всего чувство, основанное на глубоком знании литературы, истории, языка, географии своего края и страны. «Патриотизм – это Пушкин, Лермонтов, Даль, великие изобретатели и ученые, наши предки… Если у человека не влажнеют глаза от русских стихов, музыки, им чуждо добро, добросердечие, уважение к старикам, женщинам, если в сердце нет понимания, что это наше родное, которое надо защищать, то о каком патриотизме разговор. Схоластические теории и начетничество в таком деле (а это стало нормой) наносят непоправимый вред, воспринимаются как формализм и мимикрия. И многое что выдается за патриотические акции лишь мишура, декорация…  Но мы сейчас не воспитываем чувства, мы пытаемся привить молодежи навыки. Оборонные, спортивные… Но сколько «партиотов» играют за чужие сборные, добывают медали не России, а другим странам? Это как? Что связывает этих воспитанных «патриотов» с Родиной? И, если у человека в душе нет чувств, то свои военные навыки он будет применять в Сирии или на Кавказе вместе с боевиками».

Для боевого генерала патриотизм – наболевшая тема, ведь чиновники из школьной программы хотят убрать «Войну и мир», оставив в программе «Доктора Живаго» (о «Хождении по мукам» А.Толстого уже забыли), «Архипелаг Гулаг».

– Чем будет гордиться ребенок, когда прочтет «Один день Ивана Денисовича»? – недоумевает Михайлов. – Советской репрессивной машиной? Что он должен любить? И на каких примерах строить свою жизнь? А что написано в учебниках истории? Что Сталин развязал войну? Что они видят с экрана (справедливости ради замечу, что молодежь наше поганое телевидение не смотрит). Но влияние его все равно велико.  Дети не читают книг, им трудно осилить две страницы, потому что у них клиповое мышление, лишенное ощущения чувства языка, гармонии поэзии… Библиотеки стали рудиментом, а в театре не продают попкорн…

– И на фоне всего сказанного, – продолжает Александр Михайлов, – мы продолжаем разрушать образование, как инструмент формирования личности и гражданина. Когда я учился на журфаке МГУ, лекции по Пушкину нам читал профессор Эдуард Бабаев - великий пушкинист. На его занятия приходили не только мы, но и те, кто закончил его курс, и те, кто окончил МГУ. Это была феерия, театр, это был пир русской литературы. До сих пор помню его лекции… Он, как и другие профессора стали моими наставниками в патриотизме…

Сегодня чиновники правят бал. Они как всегда лучше педагогов, учителей знают, что и как надо преподавать… Они через учителей предлагают молодежи продукт, за который даже молодому поколению становится стыдно. Поэтому не удивительно, что в нашей стране уже начали забывать о великих людях, которыми можно гордиться. За бумагами людей не видно, а личностью учителя никто не хочет заниматься, который через свой предмет должен прививать любовь к Родине. Он просто раб Минобра и бюрократической челяди. Воспитывать обучая! Учить так, чтобы ребенок дома, отбросив айфон, хватал книгу, мольберт, ноты…  

– Поэтому мы не можем сделать продукт более привлекательный, чем Бузова, Тарзан, Пригожин и другие участники шоу-бизнеса. Там все просто – утром деньги вечером стулья. И чем больше денег, тем лучше…Поэтому молодежь и не понимает, что такое патриотизм и чем, в принципе, можно гордиться и с кого брать пример – добавил собеседник.

Со словами генерала нужно согласиться, ведь мы то, что потребляем. В этом случае – пережевываем эрзац массовой культуры. Сегодня молодежь повторяет все, что видит в социальных сетях от своих «кумиров», думает, что в жизни дается все легко и беззаботно, но, встретив препятствие, сразу же опускает руки, спивается и подается в различные секты, группировки террористов или завершает жизнь самоубийством.

Молодежи нужны условия

Сегодня в России есть различные научные, технические площадки, где молодежь может развивать свои навыки, знания, но их не так много и те, которые работают, зачастую бесперспективны.

– Наша молодежь амбициозна, и она будет любить то, что создала, но никак не то, что до нее разрушили. Пушкин писал «любовь к родному пепелище, любовь к отеческим гробам». А что мы можем добавить «к разрушенным заводам, фабрикам, забытым промыслам, уничтоженному образованию, медицине? Глухой и равнодушной власти? К хамам полицейским? И такую Родину им насаждают и заставляют любить? Любить чужое наворованное добро? – с возмущением говорит Михайлов.

– Для молодых специалистов нет социальных лифтов. Родоплеменные отношения сформировали страну для своих. Детей начальников, их жен, любовниц…  Они первыми входят в социальные лифты и едут на верхние этажи. Вот поэтому молодежь, несмотря на тупую пропаганду, не понимает и не приемлет подобных «основ» патриотизма. А молодежь у нас замечательная. Умная, амбициозная, стремящаяся познавать и добиваться. И работать, и воевать. А если надо, то без парадных слов и жизнь отдать… «Ребятам сейчас нужны не разговоры о патриотизме, а реальные дела, условия, преференции, в которых они будут готовы работать и создавать, а значит поддерживать государство и быть патриотами не на словах», – резюмировал Александр Михайлов.

 

 

 

 

Об авторе

Администрация сайта Южная Служба Новостей
Подпишитесь на нашу рассылку
и будьте в курсе

0 комментариев

Написать комментарий