Памяти друга Бориса Бельмасова

Колумнистика 05 августа 2016, 10:30
898
0

Ушел из жизни талантливый живописец, заслуженный художник России, член-корреспондент академии художеств России, профессор Борис Петрович Бельмасов.

Жизнелюб, всегда в движении, интересующийся абсолютно всем в жизни, любитель рассказать всякие побасенки про великих художников, отлично знающий историю живописи и творчества знаменитых живописцев.  Да и сам он -  Маэстро в живописи – любой жанр, любое направление и стиль ему были подвластны. Он не останавливался на уже разработанных сюжетах – всегда экспериментировал, искал новое и в технике, и в содержании своих работ, особенно в последние годы. Теперь остались только воспоминания о НЕМ, его живопись…

Детство у Бориса Бельмасова было горьким  и страшным. Его, по сути, и не было, его отняла война. Так сложилась судьба, что через год после рождения мальчика, в Крыму погиб его отец – морской пехотинец Черноморского Флота, защищавший полуостров от вторжения немецко-фашистских захватчиков. Потом была оккупация. Беспросветная нужда. Голод. Холод. Выживание на грани гибели.

Ничего радостного о военных годах память Бориса не сохранила, только одно запомнилось на всю жизнь – постоянное чувство голода, как змея, жалящая внутри. Не на много сытнее была и послевоенная жизнь в бараке каменоломен под Новороссийском. Братья Бельмасовы и их приятели постоянно бродили по окрестным лесам в поисках съестного. В декабре 1948 года дети, как всегда, направились на лесной промысел – собирать ягоды шиповника. Продираясь между колючих кустов на склонах сопок, набрели на бывшую позицию немецких зенитчиков и подобрали там неиспользованный снаряд. Этого «добра» в окрестностях «малой земли» в те годы было много. Случился взрыв, из шестерых выжил только Боря. Ему пришлось ампутировать часть левой руки, раздробленной осколками снаряда. Он остался единственным живым свидетелем произошедшей трагедии и всю жизнь нес в неизбывной памяти этот тяжкий груз.

Война оставила травмированному мальчику свои взрывные гротескные краски и вечную ностальгию по более благополучной и счастливой жизни. Такая жизнь у всех детей ассоциируется со сказкой. Ведь только там можно оживить погибших и умерших людей, утолить жажду и голод, победить любое зло и совершить невероятные подвиги. Если до рокового взрыва его постоянно преследовало чувство голода, то потом в подсознании навсегда запечатлелись ослепительная огненная вспышка, пороховая сыпь на коже, каверны вспоротой осколками земли и ярко-алая плазма крови вокруг черной воронки. Память подсознания не вытравляется временем, она существует вне зависимости от желания человека.

Кто не может представить этой чудовищной палитры, замешанной самой смертью перед взором восьмилетнего мальчика, тот, мне думается, вряд ли поймет во всех тонкостях особенности творческой манеры заслуженного художника России Бориса Петровича Бельмасова. Война отняла у него самое дорогое: отца, брата, детство, сильно подорвала здоровье… но она же, как это не парадоксально звучит, сделала его художником.  Он поступил в Ростовское художественное училище.  Наставниками  Бориса были известные художники: ученик знаменитого Сарьяна – Тимофей Федорович Теряев и маститый баталист, знаток казачьей истории – Арсентий Мокеевич Чернышев. Они заботливо развивали способности старательного юноши, помогали ему  постигать таинства красок и особенности построения композиции, учили находить в натуре те неприметные для беглого взгляда «изюминки», которые, воплотившись на полотне, свидетельствуют о художественном даре автора картины и отличают его от посредственного рисовальщика. Бельмасов одинаково успешно писал портреты и пейзажи, сюжетные картины и натюрморты. Уже на третьем курсе училища А.М. Чернышев рекомендовал ему обязательно продолжить занятия в высшем художественном учебном заведении. И Борис успешно выдержал экзамены в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, где его преподавателями стали народные художники, академики Б.С. Угаров и В.М. Орешников. Под их руководством юноша с Кубани стал оригинальным мастером живописи со своим узнаваемым почерком.

За годы творческой работы Борисом Петровичем Бельмасовым создано немало замечательных разножанровых полотен. Их отличает не только сюжетная неординарность, но прежде всего, свое «бельмасовское» воплощение – цветастое, пышное, возвышенное и загадочное одновременно. Тематика его работ разнообразна по содержанию и психологической нагрузке – от феерической картины «Цыганские напевы», будто рожденной из пламени костра, до трагедийной эпитафии жертвам сталинизма «В места отдаленные», созданной буквально из мрака бесчеловечной эпохи. Портреты, написанные Бельмасовым, лишены парадной помпезности и фотографического натурализма, они необычайно одухотворены, заряжены энергетикой неповторимой человеческой личности. Его пейзажи притягательны и поэтичны. И все же, несмотря на жанровое разнообразие работ, у большинства из них есть нечто общее, родственное, безошибочно указывающее на принадлежность кисти одного творца. Это общее – насыщенная цветовая гамма, буквально пиршество красок, делающее любой сюжет, за редким исключением, торжественным, праздничным и даже сказочным. Таким образом, на холсте синтезируется  сознательная творческая задумка художника и работа его подсознания, то что принято называть божественным сотворчеством.

Картины Бориса Петровича нельзя смотреть бегло, мимоходом. В них нужно войти, предварительно очистившись от жизненной скверны и настроив свою душу на благие помыслы, тогда их тайна доверительно откроется вам, как божья благодать после исповеди и причастия.

Прощание с Борисом Петровичем Бельмасовым пройдет 7 августа с 9:00 до 10:00 в выставочном зале на М.Горького, 84.

 

 


Показать комментарии

Читайте также: