Нередко для того, чтобы показать себя миру, нужно уйти в андеграунд. Уехать на окраину страны, получить второе имя, сменить профессию, упорно заниматься тем, к чему лежит душа, и тогда мир повернется и удивленно спросит – а ты кто и чем тут занимаешься? И, может, придет слава, успех, толпы поклонников. Хотя калмыцким музыкантам из группы «HAGRIN» все это не очень нужно. Им важнее другое – показать посредством современной этнической музыки Калмыкию. И это желание в них настолько велико, что мир повернулся и пригляделся к четверке элистинцев с их калмыцким электропанком.

Единый культурный код

Все участники группы «HAGRIN» живут и работают в Калмыкии. Каждый существовал на своем месте (музыкантом, звукорежиссером, домохозяйкой), пересекаясь по работе и официальным выступлениям, но в один миг пути четверых сошлись в одной точке. Родился проект «HAGRIN».

«HAGRIN» – это своеобразное музыкальное торнадо, впитавшее в себя этническую музыку, фольклор, мистическую аутентичность древних степей и раскованность электронный направлений. Смешав несочетаемые, на первый взгляд, вещи, музыканты – Руслан «Дэ» Дуляев, Руслан Джумагалиев, Мазан Поштаров и Виктория Китаева – смогли создать такой сплав, который развернул мир к их творчеству. Потоком, который вынес четверку музыкантов из элистинского андеграунда, стал калмыцкий эпос «Джангар».

«Эпос «Джангар» - это наш культурный код. Произведение, которое и в духовном плане, и в бытовом, помогает понять аутентичность калмыков. Прочитав «Джангар», вы поймете, почему мы так живём, а не по другому. Почему мы такие, а не другие, – говорит основатель группы «HAGRIN» Руслан Дэ. – Эпос о богатырях волшебной страны Бумбы стал для нас отправной точкой в понимании совместного творчества. Каждый из нашей четверки несет свой образ, свое мироощущение. «HAGRIN» это музыка шамана, воина, степной колдуньи и барда-джангарчи. В стилевом определении мы создаем этнический электро-панк. Но каждое наше выступление это не просто концертный номер, это погружение в атмосферу, это метафизическое путешествие средневекового калмыцкого воина».

Путешествие по России

И началось это мистическое путешествие, перевернувшее жизни, с обычного перформанса.

«Элиста город небольшой. Все друг друга знают, тем более творческие люди, близкие по духу и интересам. Мы все связаны были по работе в нашем театре национального танца.   Пересекались в разных проектах, в разных составах, разных жанрах. Сделали несколько перформансов. И поняли – можно попробовать сделать что-то вместе. Я думал сказку музыкальную написать, все понемногу добавляли свое. А вылилось все в некое шоу, в основе которого лежали мотивы и образы народного эпоса, – рассказывает Руслан. – С ним мы и выступили первый раз на концерте во время «Фестиваля тюльпанов», 17 апреля 2022 года».

Нужно сказать, что Калмыкия в плане музыкального искусства довольно консервативная республика. На мероприятиях федерального значения, таких, как «Фестиваль Тюльпанов» выступают проверенные временем коллективы с традиционным репертуаром. Понятно, что собственная электронная версия народных песен в исполнении «HAGRIN» была для жителей республики чем-то совершенно новым.  А вот гости фестиваля оценили калмыцкий этно-панк очень высоко. Поэтому «HAGRIN» не только еще раз выступил на закрытии местного фестиваля, но и отправился открывать фестиваль «Голос кочевников» в Бурятию.

«Потом съездили во Владикавказ, Татарстан, на «TatCultFest». В итоге нас позвали в Москву, участвовать в фестивале независимых групп «Индюшата», – говорит наш собеседник.

Из столицы хагриновцы привезли в Элисту Гран-при. После чего независимую этническую группу из Калмыкии стали приглашать на выступления в разные регионы страны. «HAGRIN» стали участниками Всероссийского молодежного марафона творчества национальных коллективов «Мы вместе!» (Республика Мордовия), фестивалей «Стороны Света» (Санкт-Петербург), «Душа России» (Санкт-Петербург), «Ural Music Night» (Екатеринбург), «Дикоросы» (Екатеринбург), «Playa» (Новосибирск), Таврида-Арт (Крым). Элистинцы стали финалистами Archangelsk Music Search 2023, победителями конкурса «Юг России. Турнир Марафон Будущего» в номинации «Клубный трек» и финалистами всероссийского конкурса «Звук Евразии 2024».

Живая музыка для живых людей

В нашей беседе об этнике и калмыцком эпосе вдруг возникает словосочетание, казалось бы, далекое от всего перечисленного – клубный трек. Неужели песни и танцы Калмыкии звучат на танцполе?

«Калмыцкую музыку слушают не только среди землячества, или не только среди людей, которые ходят на официальные концерты, ангажированные «Росконцертом» и Минкультом. Такая музыка может звучать и в Брянске, и во Владивостоке, и в клубе, и на радио, – говорит Руслан Дэ. – Хотя независимая этническая музыка не сразу находит путь к слушателю. Долгое время народная музыка, и не только калмыцкая, существовала в виде некоего «лубка». Такая музыкальная «клюква» до сих пор существует и поддерживается на многих высоких уровнях. Люди привыкли к такой подаче. Но было и другое направление. В своё время в Питере, где я учился и жил в девяностых годах, были этно-группы, которые играли в клубах, и молодёжь слушала этих ребят с баянами, гитарами и барабанами. Столько времени прошло, а наши деятели культуры все пытаются сохранить советскую «клюкву». Поэтому, когда люди делают что-то по-другому, это выпадает из привычной  картины и – автоматически становится андеграундом. В то же время, находясь в андеграунде, мы можем себе позволить экспериментировать, сохранять свою индивидуальность. Скажу вам, что такая ситуация с современной этнической музыкой – везде. Музыканты занимаются этим направлением, как говорится, для души, зарабатывая деньги на свое хобби именно на востребованной официозом народной «клюкве». Но времена меняются. Даже в нашей консервативной республике я вижу интерес к современным музыкальным направлениям. Когда мы выступаем на наших фестивалях, видим, как молодежь начинает танцевать под нашу музыку. Значит, они чувствуют наш посыл, им это интересно. И почему бы этим композициям не звучать в клубах? Тысячелетие назад люди собирались вместе, чтобы петь и танцевать. Это были живые люди, не хранители традиций.  Это была живая музыка, живое общение. В принципе сейчас такое общение несет та же клубная культура. Это все перерождение тех же Смыслов».

О том, что времена для современных этномузыкантов меняются, может сказать и тот факт, что Руслан Дуляев теперь преподает электронную музыку в Школе креативных индустрий при элистинском училище искусств.

«HAGRIN» в фактах:

1.      Состав: Руслан «Дэ» Дуляев (электроника, вокал), Руслан Джумагалиев (перкуссия, вокал), Мазан Поштаров (морин хур, домбра, вокал), Виктория Китаева (йочин, домбра, вокал).

2.      Название: «HAGRIN» имеет несколько значений. Во-первых, это второе имя участницы группы Виктории Китаевой (иметь второе имя – давняя калмыцкая традиция). Во-вторых, первый слог – «ха» по своей энергетике перекликается с несколькими словами: «хальмг» – собственное название народа, «хадрис!» – энергетический призыв-подбадривание во время калмыцких танцев. И в-третьих, есть мнение, что «хагрин» означает трещину  в скале от удара молнии.  

3.      Принцип творческого объединения: «Поиск своей идентичности в эпоху цифровой обезличенности». 

Фото и видео: личный архив Руслана Дуляева