Зачастую украинцы получают образование ради образования, работают не по специальности и занимаются трудом, не требующим высокой квалификации. Учеба уже не воспринимаются украинцами как денежные инвестиции в их будущее.

Украина в мировых лидерах по количеству взрослого населения, имеющего высшее образование. Но если в большинстве стран количество высокообразованных людей прямо влияет на рост ВВП, то на Украине эта связь отсутствует. То есть, на Украине инвестиции в человеческий капитал в итоге не приносят ожидаемых результатов. Более того, украинцы зачастую «инвестируют» в специальности, которые окажутся непригодными уже в ближайшем будущем.

Эта проблема касается даже тех высокотехнологичных отраслей экономики, в которых украинские специалисты сумели зарекомендовать себя хорошо.

«Хваленые украинские IT-специалисты, массово экспортируемые в развитые страны, — это не более чем интеллектуальное сырье (такое же, как и другие наши экспортные статьи). Среди них практически нет высококлассных специалистов — архитекторов сложных систем, аналитиков, оптимизирующих процессы, менеджеров сложных проектов, подавляющее большинство украинских айтишников — инженеры низшего уровня (Junior QA engineer)», – отмечает украинский журналист Юлия Самаева.  Она указывает, что для исправления ситуации систему образования необходимо реформировать коренным образом, сделав ставку на подготовку специалистов, востребованных в недалеком будущем.

Юлия Самаева может и не владеет объективной информацией по поводу того, кто же уезжает за бугор (вряд ли это Junior QA Engineer, так как на Западе требования выше), но поднимает актуальную тему протухшего высшего образования и украинских разрабов как сырья. Очковтиратели любят бравировать бредовыми «фактами», мол, PayPal, WhatsUp, Google имеет украинские корни. Дескать, программистишка с украинской кровушкой запушил в репозиторий чудо-код и теперь весь мир должен кланяться Украине за супер-продукт.

Очевидно, что это не более, чем дешевая попытка надавить на гордость (а значит и патриотизм), которые в карман не положишь и на хлеб не намажешь. С таким же успехом президент Индии мог бы гордиться тем, что весь мир работает на индусском коде.

На Украине существует «официальная версия», по которой  страна, где  уровень жизни очень низок, вот-вот станет мощным центром IT-услуг в Европе (это при жалких 90 тысячах айтишников). Хлопцы, может быть, вложитесь сразу в Сомали? Там, говорят, тоже низкий уровень жизни, и фрилансеров хватает. Будет новый IT-центр Африки.

Что касается даже высшего технического образования, то оно имеет мало общего с ежедневной рутиной формошлёпа обыкновенного. Главное, чтоб человек соображал. А соображать он  может и без зазубривания физики и математики. Единственная причина, по которой в IT-компаниях любят выпускников техновузов типа Политеха — это потому что диплом доказывает, что хлопец умеет думать и думать только о работе. То, что нужно для галеры! Вот так, даже учась в техническом вузе, ты четыре года кладешь не на полезные навыки и знания, а на алтарь бумажки, без которой ты букашка. Хотя, конечно, многим хочется верить, что их там «научили думать». Это не так! Их учили решать уравнения, строить графики и рассчитывать гидроудар. Это не программирование.

Чтобы что-то понимать, нужно этим и заниматься. И пусть любителей собирать Кубик-рубик и ботанские игрулины в циферки на телефонах не вводит в заблуждение то, что они там что-то наклацали и стали умнее. Да, вы стали умнее в сборке Кубика-рубика и наклацывании циферок. Но это едва ли поможет в реальной жизни, на реальном собеседовании и реальном проекте. Единственное применение Кубика-рубика в жизни — держать его на столе собранным, чтоб проходящий мимо начальник по наивности подумал, что ты гений, и уволил тебя на месяц позже от запланированного срока. С дипломом та же история.