Образ экспериментального музыканта всегда несколько странен, как и его музыка. Тем более если такой музыкант уехал из пафосного Питера в маленький крымский городок, если все знают его, как Гошу Солнцева из "Шумов России", то странности начинают нагромождаться как снежный ком. Но появляется один факт, который разбивает все стереотипы, представляя человека. Не странного чудика из мира звуков, а настоящего правильного человека. Судите сами, Гоша Солнцев, известный экспериментальный музыкант, с 2014 года продвигает им же придуманный проект «Донбасс». Проект, объединивший многих творческих людей мира, захотевших высказаться в поддержку Донбасса при помощи музыки.

Музыка об ужасах войны

Когда живешь в Санкт-Петербурге, все украинские конфликты кажутся глюком. Особенно если у тебя трое детей и ты серьезно занимаешься экспериментальной музыкой.

– Знаете, как далекая война где-то, предположим, в Сирии или Африке. Ты знаешь, что она идет, но это настолько далеко от тебя и твоих мыслей, что как реальность все это не воспринимаешь. Но в 2014 году наша семья купила домик в Крыму и то, что было нереальным, стало очень близким и тревожащим, – объясняет свое внезапное прозрение наш собеседник.

Гоша Солнцев, яркий представитель направления экспериментальной музыки, вдруг вынырнул из своего мира, из своей субкультуры и понял – надо реагировать. Более того, нужно заставлять реагировать других.

– Дело в том, что я вырос еще в Советском Союзе. Я родился в 1970 году, и мне все это досталось: борьба с империализмом, Олимпиада-80, американские происки. Уже тогда жизнь была полна борьбой за влияние в мире, и всякие страны пытались под себя подмять других. Образовывались коалиции, союзы, альянсы: страны Варшавского договора, НАТО, – вспоминает Гоша. – Я, в силу возраста, уже мог оценить, что происходит здесь, в Крыму, на Украине и Донбассе. В отличие от тех, кто моложе и рос уже вне контекста российского и советского патриотизма. Я понимал, что надо как-то реагировать. А так как я имел некий вес в субкультуре экспериментальной музыки, то я, как бы, позвал.

Первый альбом экспериментальной музыки, посвященный поддержке Донбасса, вышел в 2015 году. В нем приняли участие те, кто захотел высказать свою позицию по ситуации в Донбассе — музыканты из России, Швеции, Британии, Франции, Италии, Македонии, Румынии. Конечно, этот альбом был продуктом субкультуры, совершенно некоммерческим. Но, по словам Гоши Солнцева, очень знаковым – замкнутое сообщество музыкантов развернулось в сторону реального мира.

– В первом «Донбассе» участвовали даже некоторые звезды экспериментальной музыки. Я убедил их, что альбом не о политике, а о том, что где-то рядом проливается кровь, – говорит организатор проекта. – Некоторые, правда, потом пытались отозвать свои треки, и я снова разговаривал с музыкантами, снова убеждал. Мы – не о политике, мы об ужасах кровопролитий и войны.

Если есть мозги, не сможешь остаться в стороне

В 2017 году Гоша Солнцев переехал жить в Крым. Все, о чем он только думал в Питере, стало его реальностью. А уж когда началась Специальная военная операция, музыкант понял, что проект «Донбасс» нужно восстанавливать.

– Некоторые участники первого альбома имели уже другую политическую позицию и не стали участвовать в реанимации проекта. Но у нас страна большая, да и на западе много сочувствующих. И мы сделали Донбасс-2,3,4. Сейчас уже пятый «Донбасс» вышел. Он двойной: первая часть – экспериментальная музыка, вторая – песенная, – рассказывает Гоша.

По словам Солнцева, создатели и последователи экспериментальной музыки всегда были аполитичны, занимались своими звуками и не хотели думать ни о чем другом. Более того, эта субкультура всегда негативно относилась к государственному строю, как и множество молодежных протестных культур. Но ситуация с Донбассом все поставила на правильные места.

– Мы показали, что мы не равнодушные граждане, что мы имеем свои позиции по этому вопросу, что мы патриоты, – говорит создатель проекта «Донбасс». – Мы живем здесь и болеем за то, что происходит. Конечно, и в нашей субкультуре произошел раскол, есть те, кто «против войны». Но это хорошо, теперь видно кто есть кто. У людей есть вопросы к жизни, и они требуют ответа. От мира не отгородишься. Если у тебя есть мозги – ты не можешь оставаться в стороне.

В пятом альбоме «Донбасса» приняли участие и рэперы (Рома Жиган), и рокеры, и фолк-исполнители, и даже те музыканты, которые давно не играют, решили «тряхнуть стариной» (питерская группа «Автоматические удовлетворители»). Как и в предыдущих альбомах очень много зарубежных участников.

– Много людей, из тех, кто неравнодушен к ситуации на Украине, откликаются. Участвовали музыканты из Сербии, Чили, Перу, Германии. Особенно прониклась идеей поддержки Донбасса Италия. Они оказались  не только, как говорят, в теме, не только представили свои треки для альбома, но и поддержали нас, переиздав пятый сборник «Донбасс» у себя, – рассказывает Солнцев. – Хотели принять участие в нашем проекте немцы, финны. Вот недавно с одним немцем говорил. Он бы с удовольствием принял участие в нашем проекте, но очень боится за свою семью. У них в Германии большой прессинг на людей, поддерживающих Россию. И он не один такой. Но есть музыканты, которые сами меня находят в интернете и говорят – хотим участвовать. Поэтому, уверен, скоро выпустим еще несколько альбомов «Донбасс», материала много.

Остается только сказать, что все треки альбомов проекта «Донбасс» доступны в интернете. Доступен и организатор проекта – Гоша Солнцев. И он уверен, что до конца СВО сможет объединить еще немало людей, готовых поддержать Донбасс своим творчеством. 

Фото: https://vk.com/electroindustry, https://vk.com/solnzew