Миссия выполнима

Свою миссию продюсер выполнил - напомнил, что у нас есть своя история

Колумнистика 22 ноября 2018, 15:51

Светлана Лукьянчикова

676
0

Продюсер Дмитрий Щербанов привез в Ростов на форум "Мир Кавказу" фильм «Записки о горных нравах» о путешествии по республикам Северного Кавказа известного писателя Захара Прилепина по следам его выдающихся предшественников – Пушкина, Лермонтова, Гамзатова, а вместе с ним и размышления,  желание погрузить зрителя в историю совместной жизни России и Кавказа. Похоже, что свою миссию продюсер Щербанов выполнил.

Правильное  содержание с хорошей  картинкой

Цель продюсера Щербанова -  молодой зритель, поэтому документальные фильмы, созданные под его руководством, частые гости молодежных форумов, кинофестивалей.

- Если  после  просмотра  нашего  фильма у  молодого человека   появится   желание загуглить это событие -  значит,  мы   сработали  правильно, - начинает  объяснять  Дмитрий. -  Вот   сейчас  заходишь в интернет и видишь -  востребованы  короткие  форматы с   определенным  качеством   съемок, монтажа. Мы  пытаемся перенести этот  способ  визуализации   информации  на  большие форматы. Молодежную   аудиторию, которая  выросла  на кинокомиксах и  блокбастерах,    классической  кинодокументалистикой  не  заинтересовать. Дзига  Вертов и  его  фильмы вряд ли будут интересны современной широкой  аудитории. А фильмы, где  все  шевелится, крутится, летает, энергичный   монтаж, динамичная   смена  планов, правильный  подбор   музыки  будут востребованы. И  это  все в документальном  кино легко  и  естественно  воспринимается, потому  что главное – не картинка, главное - содержание. 

- Если судить по вашей  фильмографии,  у вас миссия -  открывать забытых героев…

- Да, есть такое, -  улыбается   собеседник. -  Не просто  открывать, а заново  вводить в  пантеон  героев.  Нашей стране  есть  кем  гордиться, чьи  имена  забывать нельзя. Вот, к примеру, фильм режиссера Кима Дружинина «Танки», который я продюсировал, о легендарном   конструкторе   Михаиле Кошкине, создателе  танка  Т-34, ставшего символом  Победы. Кошкин, к  сожалению, не  увековечил свое   имя  в своем создании, как это сделали  Туполев, Калашников. Спроси  на  улице -  кто  конструктор  танка   Т-34 – мало кто ответит. У нас была благородная  миссия, которую мы сами  взяли  на себя - напомнить всем, что у  танка   Т-34 есть автор  и  посвятили  ему фильм.  Он  создан  по мотивам  реальной  истории. Реально  существовал  конструктор  Михаил Кошкин, который   реально в  1940 году   совершил  танковый  пробег из Харькова в Москву, чтобы  продемонстрировать  боевую машину Сталину. Чтобы  заинтересовать  этой историей  молодежь, мы  решили использовать  опыт  таких  фильмов, как  «Неуловимые  мстители»,  «Безумный  Макс», «Приключения  Индианы  Джонса». Привнесли в реальную историю  много  разных  вымышленных  сюжетных линий и получился приключенческий  фильм. Определенный новый опыт и для Дружинина, который известен по своему военно-историческому фильму «28 Панфиловцев». Но  через приключения, через  современный  экшн  мы вновь вывели в тот самый пантеон героев  легендарного  человека -  Михаила  Кошкина.

Операция «Танки» оказалась  для миссии продюсера Щербанова  успешной. Фильм вышел на экраны по всей России. За  «Танки»  Дмитрий Щербанов  получил национальную премию «Страна»  в номинации  «Продюсер  года». Фильм «Танки» был поддержан Минкультом России, Российским военно-историческим обществом и Министерством обороны России.

Спасибо энтузиастам

Уже в ходе беседы я понимаю, что  писать материал  о  Щербанове  будет  сложно.  Потому  что   этот  человек  совершенно   беспафосно  работает   в  очень пафосном  поле.  Легко  скатиться в  урапатриотизм, снимая   военные  истории. Молниеносно  можно  впасть  в поучительное  занудство из серии  «вот в наше время…» и смотреть на всех с высоты  своего  уже всезнающего  поколения, создавая   исторические  картины.  Можно просто клепать на  требу дня   более-менее    художественные  агитки, получать звания, награды, положение в  обществе, материальный  достаток, в  конце  концов, и знать, что о твоих фильмах никто и не  вспомнит  лет  через  десять.  А  можно делать такую  документалистику,  которую  производит команда  Щербанова. Которая  не  приносит денег и  не  транслируется   главными   телеканалами  страны.

- Почему  ваши  фильмы не идут на   первом  канале, в кинотеатрах?

- К большому  сожалению, наши  федеральные  каналы, имеющие колоссальный  охват  аудитории, практически исключили из своих сеток вещания линейку  документальных  фильмов. Но  мы не  отчаиваемся -  есть ОТР, каналы «Звезда», «Культура». Есть спутниковые   профильные  каналы «365», «История». Наши  фильмы  выходили на некоторых из этих каналов, - говорит  Дмитрий. – Но  это  потому, что   наша компания  к  продюсированию  документального  кино, а  точнее  к  доку-драмам, которые  мы  производим,  подходит основательно. Так  правильно.  Надо не  просто  сделать  фильм и положить  его  на  полку, а устроить  ему полноценную жизнь -  показ  на тв-эфирах, показы предпремьерные   и премьерные, участие в   фестивалях,  и  дистрибуция по  региональным  тв-каналам. Все  это дает возможность   охватить большую аудиторию.  Опять же к сожалению на  большом экране документальное  кино тоже  не  выживает. Можно по пальцам  перечислить документальные ленты, которые  были у нас в прокате. Кинопрокат -  это бизнес, а собрать кассу на  документалистике  практически невозможно.  Пока  дела обстоят так, но  мы надеемся, что зритель  все-таки   увидит, благодаря и нашей работе   тоже,  что документальное  кино  может быть интересным, захватывающим, ярким и зрелищным.   Хотя с другой стороны  российского  документального кино  становится  все меньше и все  меньше людей, которые  хотят  им  заниматься.

- Потому  что  это не приносит  денег и  опасно?

- И это тоже. Опасно, если затрагиваешь не самые  востребованные  темы,  криминальные,  например. Либо у тебя  просто  нет денег  на  создание  документалки. Хорошо, что есть  энтузиасты. На  них все  держится.

- Почему  же вы  продюсируете  документальные   фильмы?

-  Так  сложилось. Все логично. Я  закончил журфак МГУ, работал  в газете, потом  на  радио, потом  на телевидении, а потом, следующий  шаг -  документальные  тв-фильмы, документальное  кино, и  наконец -  полнометражное  кино.

- Вы имеете в виду фильм «Вера»?

- Фильм  «Вера» задумывался и  поддерживался  Минкультом России как фестивальное кино. Дебютный полнометражный фильм потрясающего режиссера кинодокументалиста Андрея Грачева. Мы с ним уже давно и дружим, и вместе работаем. Сага о семье  в послевоенное время в Забайкалье, основная часть фильма происходит в деревне  староверов. Размышление о вере в Бога, любви, дружбе. Размышления о предательстве.  Фильм  не  для  всех.  Интересен тем, что в нем нет явно выраженных положительных героев. Мне бы  хотелось, чтобы  у  этого  фильма  была  другая  прокатная  судьба, но  есть законы  рынка.  Вот  фильм  «Танки»  смог  встроиться  в  существующую  систему  кинопроката, «Танки» прошлись по  всей России.  В том   чтобы подстраиваться  под законы  рынка,  нет  ничего плохого.  Главное – что ты  хочешь донести до зрителя.

Война за  зрителя

Каждый  фильм  «от Щербанова»  - многослоен, это не просто  хроника   какого-то  события или  история  какого-то  человека. Это  история  страны, история  поколения.

- В  фильме  «Танки» мы  хотели  не  только  рассказать о  Кошкине, но и создать портрет предвоенного  поколения, -  говорит  мой собеседник. - Когда каждый  человек  был готов  пожертвовать  собою  ради  великой  цели. Люди   готовы   были  идти  на подвиг  ради  своих  убеждений. Поколение, которое  ставило  общественные  интересы  выше  личных. Сейчас  такое  встречается  гораздо  реже. Это  маячок, на  который  нужно  ориентироваться.  Наш  век  всеобщей глобализации стирает  не  только  границы, но и  некие культурные  коды,  восприятие   самоидентификации – кто  ты  для  страны, для себя, что такое  страна, что такое  патриотизм. Мне  говорят -  это  пропаганда! Нет. Фильмы, которые я  продюсирую, из  разряда  просветительских. Пропаганда, это  когда ты  навязываешь  свою точку  зрения, а  просвещение -  когда ты  даешь информацию и возможность зрителю   самому  понять,  на  чьей он  стороне.

 - Может, срабатывает  стереотип  мышления -  если производство  данного  фильма  поддержало  государство, значит - пропаганда?

- Так  думают люди  недалекие, которые совсем не разбираются  в кинопроизводстве.  Понятие   «госзаказ»  и  все, что с ним  связано, ушло   вместе с СССР.  В наше  время  и  Фонд  Кино  оказывают  поддержку  отечественному кинематографу, и Минкульт.  Такая поддержка и госзаказ – вещи совершенно разные, -   утверждает  продюсер. -  И  я  скажу, что  если бы не  Минкульт  и  Фонд Кино - нашего  российского  кинематографа  не  было бы, потому  что он  сейчас находится  в  стадии становления. Мы отвоевываем  зрителя  у иностранного кино, у Голливуда. С  каждым годом  процент киноходящей  аудитории   на  отечественные  фильмы   повышается. Сейчас  этот процент доведен до цифры   30, несколько лет  назад было в два раза меньше.  Так  вот,  государственное  финансирование  - частичное,  до  70% от бюджета  фильма.  Причем, это финансирование не  распространяется на проведение  промо и  рекламной  компании. А ее стоимость может быть сопоставима со стоимостью производства фильма. В процессе  создания  кинокартин, как правило, бюджет вырастает.  Поэтому  поддержка государства  редко  превышает  50% бюджета фильма. А то и еще меньше. А ведь оставшиеся  50%  надо где-то  найти. Найти средства на продвижении картины.  И, поверьте,  это  суммы колоссальные. Для примера, бюджет фильма «Танки» составляет 140  млн  рублей, рекордно низкий  бюджет для   фильма-экшна исторической  и военной  тематики. Аналоги, вышедшие    в этом  году, стоят  в   2-2,5  раза дороже. Из  140 млн государство  нам выделило 60 млн рублей, остальные деньги – собственные  и  привлеченные  инвестиционные  средства. Современный кинематограф - это бизнес и в нем работают  типичные  для любого  бизнеса модели  управления. Без инвестиций – невозможно, никто  не производит  фильмы  только  за счет  государства. А  уж государство  в  своем  праве – поддержать или не поддержать  ту тематику, которую предлагают кинематографисты. Поддерживают не  всех,  проходят большие  конкурсы. Наша  компания  участвовала  ни в одном  конкурсе, и  не всегда мы получали  поддержку.

Человек, который  выбрал

- Мы говорили о  предвоенном  поколении.   Вот герои  вашего  фильма  «Герои. Наше  время» -  такие  же. Герои,  которые  поставили  общественное  выше  личного.

- Да, мостик  есть. То предвоенное время  было  непростое, некий  пик и   таких людей  было больше. Но нельзя говорить, что  такие  люди  исчезли как  вид. Они  есть, но они   не  выпячивают  себя и  свое "я"  вперед. Они  простые   люди, каждый в  своей профессии. Это можете  быть  даже  вы, -   Дмитрий   смотрит  на  меня. -  Просто   вы  это  еще  не  осознаете. Но   в любой  критической  ситуации  каждый   примет решение – либо стать героем, либо не стать.   Такие  люди  есть, и  о них нужно  рассказывать.  Первый  фильм   цикла «Герои. Наше  время»  неслучайно пал на регион  Северного Кавказа. Это  один из непростых  регионов.  Мы  объединили героев  нескольких республик – Чечни, Дагестана и Ингушетии. Каждый из них – летчик, пожарный, лесник - погиб, спасая другие жизни. Очень часто, представители  республик, сидя за одним столом, не могут найти общий  язык и  поговорить друг с другом  по-человечески.  Но я видел, что,  когда они  смотрят фильм, – стираются  все  грани недопониманий. Они  становятся  людьми, для которых  понимание   подвига, на который  пошли  их  соотечественники,  современники, сограждане, становятся  намного  важнее, чем какие-то внутренние  разногласия.  Это была  одна  из задач фильма – показать наше  единство   через героику. Сейчас   мы    работаем  над продолжением этой  серии, героями  других   уголков  нашей  родины. Ищем героев. Это  кинематографический памятник  павшим   героям.

Уже  возвращаясь по  заснеженному Ростову   со  встречи с Дмитрием Щербановым,  я задумалась  над оценкой  нашего  времени  -   времени «потенциальных  героев»,  которые  захотят или не захотят сделать  выбор. И не  обязательно  выбирать  героическую  смерть,  чтобы  заслужить  звание   героя.  Можно  просто честно  и  профессионально делать  свое  дело, не  смотря  ни на  что.  Придумать себе   миссию и нести  ее.  Главное, сделать этот выбор. Продюсер  Дмитрий  Щербанов – человек, который  выбрал.

 

 

 


Показать комментарии

Читайте также: