Я, конечно, представляла,  что   на встрече  губернатора  Ростовской области с  участниками конкурса  «Лидеры России» будет много людей, но,  что будет целый зал  молодых людей одетых  почти  одинаково  в стиле  «начинающий чиновник» - меня несколько удивило. Малочисленные  девушки и  представители прессы хоть как-то раскрашивали   этот  сбор  будущих лидеров  нашей  отчизны.  Пока  ждали главу области, я придумала себе занятие – стала  по внешним признакам отгадывать,  чем занимается мой сосед справа, а  чем – вон та  девушка, похожая на  комсомолку 60-х годов. Когда  зашел  Василий  Голубев – все будущие лидеры России встали, как школьники, перед  лидером  сегодняшним.  Ну, что ж, по крайней мере -  воспитаны в уважении  к старшим.

Регламент: полторы минуты на креатив

Собравшиеся  в зале победители, финалисты и полуфиналисты конкурса «Лидеры России» из Ростовской области  были настроены на  серьезный разговор  с главой региона.  Всего  в конкурсе  от  Ростовской области  подавали заявки  более 4,5 тысяч человек,  в полуфинал прошли 95 участников, в финал - 13 жителей Дона.

Предваряя беседу, губернатор   провозгласил основной принцип Стратегии развития области  до 2030 года – «Меняйся – или  проиграешь!». По  словам  главы области,  для того чтобы  меняться – и нужен разговор  с людьми, которые могут  предложить  что-то  свежее,  могут    подсказать как  по-новому взглянуть ни проблемы и представить  их креативные решения.

Сразу  замечу, что, несмотря на  предпраздничный день, разговор шел более двух  часов.  Молодые управленцы внесли десятки предложений по развитию Ростовской области до 2030 года. Они говорили о здоровье и питании граждан, проблемах водоснабжения, о комфортной среде обитания, о социальных лифтах и доверии к власти, воспитании и профориентации нынешних школьников, экологии, государственной поддержке общественных объединений.

Губернатор  внимательно  слушал, задавал  вопросы,  делился своими мыслями по каждой теме, делал пометки на  полях своего доклада. Многие   предложения  глава  области пообещал рассмотреть и проработать для включения  их в  «Стратегию 2030».

На одном таком предложении математика  Дмитрия  Мальцева хотелось бы остановиться.

Математика – кому она нужна?

Все новое – хорошо забытое  старое. И  Дмитрий Александрович  хочет не столько построить  новое, сколько восстановить  наше  хорошее старое, а именно -  отечественную математическую школу. О том,  что это такое мой собеседник знает не понаслышке – сам участвовал в математических олимпиадах, за плечами – красный диплом мехмата МГУ, автор  множества книг по  математике, директор издательства «Афина».  Поэтому с такой болью он и говорит о своей любимой науке:

- На сегодня  у нас  в области  с математикой ситуация очень плохая. Не побоюсь сказать, что наш регион по математически одаренным детям – самый худший в  России. В конце 90-х  и  начале нулевых  годов мы  каждый год брали  «золото» на международной олимпиаде  по  математике, а  сейчас…  Последние три года  от  нас на финал  российской олимпиады едет один  человек, и  оказывается на сотом месте. Ни одной грамоты, ни одного диплома!  Мы плетемся в хвосте. Нас  обошла даже  Адыгея – аграрная республика с населением всего  450 тысяч человек.   Нет, формально какой-то Центр  развития одаренных  в математике детей у  нас в области существует.  Он преподносит как свой  успех  тот  факт,  что  в  прошлом году именно  в ту самую Адыгею от нашей области было  отправлено на  математический фестиваль 3  человека. И одна  из команд  называлась «Адыгея-Р», потому что в ее состав включили  одного человека из Ростова. Мы даже команду  собрать не в состоянии!

- Так, может,  преподавателей  хороших нет?

- Преподаватели  есть, но для  устройства   математических олимпиад и  такой формы соревнований  как математические  бои, привлекают не  тех, кого должно. У нас  муниципальные олимпиады сводятся к  ЕГЭ. Задания  составляют не совсем олимпиадные, а что-то близкое к  ЕГЭ. А если  школьник занимался олимпиадами, для него ЕГЭ -  уровень значительно  ниже.  То есть  происходит занижение уровня  муниципальных олимпиад. Как такого «победителя» отправить  на международную олимпиаду? Причем, отмечу, что  математическая школа России держится только  за счет  Москвы, Питера и Челябинска.  В других регионах – положение катастрофическое. И  этот антирейтинг  возглавляет Ростовская область. Кому -то может показаться – математика, да зачем она нужна? Есть инженеры, есть компьютеры – посчитают  и так. Но не будет сегодня математиков, завтра  исчезнут инженеры, физики, химики  и даже биологи. Об этом говорил, между прочим, президент страны  в своем послании федеральному собранию. У него был целый блок, посвященный  образованию,  и там он сказал, что  нам нужно  сохранить первенство нашей математической  школы.  Причем, он сказал это перед блоком про новые разработки вооружения. И понятно почему - без математической школы обороноспособность  нашей страны  в будущем будет под угрозой.

Не скрою, я -  чистой  воды гуманитарий, но на  меня  то, что рассказывал Дмитрий Мальцев, произвело   впечатление. Обидно  стало за державу.

- Что же нужно делать,  что  вы предлагаете?

- Для того, чтобы   математическая школа России поднялась на тот уровень, на котором она была, прежде всего, нужна административная поддержка. Министерство образования области должно разработать  нормативные акты  и положение  о проведении всевозможных математических  мероприятий. И главное - чтобы  не  проходило все это формально, организовывали  все это люди, которые сами  в прошлом занимались олимпиадами. Стимулировать  их  к  такой деятельности, чтобы  работа на  энтузиазме была частичной. А отсюда, второе - давать хоть какие-то минимальные деньги. К  примеру,  мы предлагаем масштабный проект по области, в котором будет занято  около 50 учителей, мы хотим развить   так называемую систему  наставничества. В ней будет занято  чуть более тысячи  одаренных  ребят по области. Мы планируем  системную работу  с ними: четыре олимпиады в год . У себя на месте   учителя  систематически должны будут проводить домашние  математические  бои (конечно, за доплату)…  Собираемся организовать  вебинары. К примеру, найдем талантливого школьника в  Гуково или Волгодонске,  но ради него одного мы  не  сможем туда ехать, и ему будет  тяжело приезжать сюда – значит,  будем проводить вебинары.  Так вот на это  все требуется   менее тре млн рублей   в год. Всего!  Причем половина этой  суммы - это доплата учителям. Ведь  немаловажно  к этому мотивировать именно учителей. Но деньги - это не  основное,  можно найти  спонсоров. Даже наше издательство может выделить  какую-то  сумму, не три млн  в год, но  100  тысяч  рублей  я смогу  выделить на  поощрение  команд-победителей. Нужна  административная поддержка!

- Надеетесь, что вас услышат?

- Да,  я  поэтому и стал участником  конкурса «Лидеры России». И вот сейчас хочу рассказать Василию  Юрьевичу,  когда еще у  меня такая возможность будет – напрямую пообщаться  с губернатором? Кратко на 1,5 минуты, а дальше письменный доклад на  восемь страниц, со сметой  и всем остальным. Надеюсь, что  как минимум,  будет рассмотрено. Есть,  конечно, опасения, что все это  предвыборные  игры. Но я  руководствуюсь  принципом: делай, что должен, и будь, что будет!

Выступил  Дмитрий  Александрович Мальцев перед  губернатором  очень  хорошо – по делу,  в регламент уложился (вот что   значит – математик!). Думаю,  что   если  он и дальше будет   так  лоббировать свой проект -  с математикой  в  отдельно  взятой Ростовской  области  будет  все  хорошо. А значит и с инженерами, физиками, химиками  и даже  биологами.