Ростовский Дом кино к 85-й годовщине со дня рождения талантливого донского живописца, заслуженного художника России Бориса Петровича Бельмасова организовал выставку его работ.

Вот уже девять лет нет его с нами, но память, которую он оставил о себе, друзья и коллеги по творческому цеху трепетно хранят.

В Ростове – это вторая его выставка, первую маэстро делал к своему 60-летию в 2000 году. Сразу после этого стараниями его супруги Натальи Ивановны он стал выставляться в залах Академии художеств. Живопись Бориса Петровича высоко ценят в Москве. Особенно позитивно о ней отзывался президент Академии художеств России Зураб Константинович Церетели.

За последние 15 лет своей жизни Борис Бельмасов более десяти раз показывал свои работы москвичам. Сейчас супруга готовит в Москве еще одну персональную выставку живописи нашего земляка. Именно поэтому вся работы Бориса Петровича, особенно творческие, находятся в столице, а в Доме кино экспонируется малая толика того, что было собрано из частных коллекций. Но это не умаляет его таланта и трудолюбия.

Жизнелюб, всегда в движении, интересующийся абсолютно всем в жизни, любитель рассказать всякие побасенки про великих художников, отлично знающий историю живописи и творчество знаменитых живописцев. Таким он запомнился друзьям и коллегам.

– Борису Петровичу был подвластен любой жанр, любое направление и стиль, – отметила одна из его учениц искусствовед Татьяна Неклюдова, которая по его настоянию после Ростовского художественного училища поступила в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, который он сам закончил в 1970 году.

Его педагогами были Виктор Иосифович Рейхет, Александр Адольфович Деблер и президент Академии художеств СССР Борис Сергеевич Угаров. Как яркие представители ленинградской школы живописи они развили вкус у выпускника Ростовского художественного училища. Под их руководством юноша с Кубани стал оригинальным мастером живописи со своим узнаваемым почерком.

Между тем на просторах интернета бродит фейк, брошенный самодеятельными искусствоведами, якобы художник Тимофей Теряев был наставником у Бориса Бельмасова во время учебы в училище Грекова. Это далеко не так. Наставниками Бориса были известные художники – маститый баталист, знаток казачьей истории – Арсентий Мокеевич Чернышев и Герман Павлович Михайлов. Последний после выпуска из Ленинградского института имени И.Е. Репина получил распределение в Ростов. Они заботливо развивали способности трудолюбивого юноши, помогали ему постигать таинства красок и особенности построения композиции, учили находить в натуре те неприметные для беглого взгляда «изюминки», которые, воплотившись на полотне, свидетельствуют о художественном даре автора и отличают его от посредственного рисовальщика.

За годы творчества Борис Петрович Бельмасов создал немало замечательных разножанровых полотен. Их отличает не только сюжетное разнообразие, но прежде всего, свое «бельмасовское» воплощение – цветастое, пышное, возвышенное и загадочное одновременно. Тематика его работ разнообразна по содержанию и психологической нагрузке – от феерической картины «Цыганские напевы», будто рожденной из пламени костра, до трагедийной эпитафии жертвам сталинизма «В места отдаленные», созданной буквально из мрака бесчеловечной эпохи.

Портреты, написанные Бельмасовым, лишены парадной помпезности и фотографического натурализма, они необычайно одухотворены, заряжены энергетикой неповторимой человеческой личности.

Его пейзажи притягательны и поэтичны. И все же у большинства из них есть нечто общее, родственное, безошибочно указывающее на принадлежность кисти одного творца. Это общее – насыщенная цветовая гамма, буквально пиршество красок, делающее любой сюжет, за редким исключением, торжественным, праздничным и даже сказочным. Таким образом, на холсте синтезируется сознательная творческая задумка художника и работа его подсознания, то, что принято называть божественным сотворчеством.