В Ростове-на-Дону проходит большой форум Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ) – одно из ключевых ежегодных событий для высших образовательных организаций. Название Центра уже говорит о его деятельности.

Корреспонденту Южной службы новостей удалось пообщаться с двумя спикерами мероприятия: научным сотрудником лаборатории деструктологии ФГБОУ ВО МГЛУ Ольгой Стрекаловой и доцентом, доктором филологических наук, проректором по молодежной политике и воспитательной работе МГЛУ Иннарой Гусейновой.

Что такое духовная безопасность?

Духовная безопасность – это знания каждого отдельного человека в отношении той религии, которую он исповедует, а также тех опасностей, которые его окружают. Потому что, к сожалению, или к счастью, наша Конституция предусматривает возможность выбирать свою религиозную принадлежность, выбирать религиозную форму, и выбирать способ исповедания религии. Очень многие нетрадиционные религиозные течения являются активными, агрессивными и деятельно проповедуют свои мировоззрения. Поэтому знания о том, что существуют религиозные течения других направлений, как они работают, как вовлекают в свои структуры, - это одна из форм нашей духовной безопасности.

Неужели можно воздействовать на уверовавшего в какую-то необычную религию?

Что такое проповедь? Это разъяснение со стороны религиозного или духовного лидера тех норм и правил поведения, которые существуют в религиозном течении и в нашем обществе, и как эти правила сочетать. Что такое прозелитизм? Это распространений действий этих правил на окружающих. Когда мы сталкиваемся с членом любой секты (мормоны, свидетели Иеговы, запрещенные в РФ или другие), не стоит проявлять активную самостоятельность. Потому что, к сожалению, среднестатистический верующий вряд ли сможет переубедить активного члена секты и заставить его изменить свою точку зрения. Это работа, которой учатся в семинариях, в медресе.   Есть специалисты, которые готовы общаться с такими людьми, готовые с ними взаимодействовать, объяснять, разъяснять, спорить. Не всякий обычный верующий сможет вести правильно такой разговор. Правда, никто не исключает самого лучшего из воздействий – воздействие собственным примером и собственной жизнью.

В основном понятие духовная безопасность связано с религиями и сектами, хотя мы можем встречать вред и со стороны нерелигиозных течений. Но не все из них воздействуют на духовную сферу, многие  могут повредить только физическую часть нашей жизни.

Что такое майдановедение?

Мы изучаем влияние общественных движений, мимикрирующих под политические движения, на наше общество. Мы неоднократно встречали примеры, начиная с 2009 года, когда люди, являющиеся лидерами мнений, могли выводить на улицы тысячи людей. Это и изучается майдановедением. О развитии, формировании и переходе в традиционную для конфликтологии область создания революционных настроений и изменения конституционного строя.

Специалисты лаборатории деструктологии могут давать прогнозы развития того или иного течения?

В лаборатории изучают деструктивные движения, то есть те общественные явления, которые направлены на разрушение нашего общества, сложившихся социальных, культурных, экономических и прочих связей.  Мы выявляем закономерности, принципы жизни изучаемых нами организаций. И многие из нас уже могут сказать, чем все это развитие завершится. Прогнозы, которые, к сожалению, сбываются уже на протяжении последних лет. Эти прогнозы востребованы, актуальны. Они готовятся как в научной среде, так и в работе, к примеру, с реализацией молодежной политики в регионах.

Какие опасности более актуальны для современного российского человека?

Этот вопрос скорее к нашему ученому, идеологу российского сектоведения Александру Дворкину. Могу сказать только, что, на мой взгляд, очень опасны религиозные нетрадиционные течения, которые мимикрируют под спортивные секты, под культурно-массовые мероприятия. Вот, к примеру, фестиваль «Холи», совершенно не имеющий отношение к нашей культуре и религии. В ходе фестиваля многие нетрадиционные секты индуистского происхождения начинаю вовлекать адептов под видом волонтеров для проведения этого фестиваля. С одной стороны – прекрасный индийский праздник, а с другой стороны – возможность для вовлечения людей в секты. Каждому человеку необходимо внимательно относиться к тем мероприятиям, в которых планируете принять участие. Под простым занятием спортом может оказаться организация, вовлекающая вас в экстремистскую группу, которая занимается своей преступной деятельностью на территории другого государства. То, что кажется культурно-массовым мероприятием может привести в жесточайшую секту, контролирующую все: от наших пищевых пристрастий до человеческих взаимоотношений.

Есть ли движения из Украины, направленные на разрушение мира русского человека?

У нас есть целый список организаций, которые родились на Украине, и действуют на территории РФ уже десятилетиями, вовлекая  в свою деятельность обычных граждан. Они  распространяют как идеологию неонацизма, так и идеологию ксенофобии по отношению к русским. У самих же русских есть организации, которые занимаются вопросами развития национальных интересов под эгидой восстановления малых народов, их культуры, их языка, но на самом деле – это опять национализм, который может перетечь в неонацизм. С множеством этих движений сложно работать, потому что они активно мимикрируют под специальные культурные, студенческие, молодежные организации.  Самая большая опасность, исходящая от них, то, что их деятельность направлена на нашу молодежь. Они не заинтересованы в привлечении старшего поколения. Причем, я не говорю сейчас об организациях, созданных нашумевшим украинским Центром информационно-психологических операций, таких как МКУ, Мезантропик дивижн (Запрещены в РФ).

Занимаетесь ли вы изучением движения Навального?

Это именно моя тема, которой я занимаюсь уже около 15 лет. Еще в то время, когда они не были навальнистами, а были либералами. Самая главная исходящая от них угроза направлена на молодежь. Если десять лет назад их группой интересов были люди 30 лет и старше, то теперь – это школьники, студенты начальных курсов. То есть те, кто не имеет достаточного жизненного опыта, чтобы оценить то, что им говорят и к чему их призывают.

Отстранение Навального от его аудитории хоть что-то изменило?

Очень многое. Последняя их достаточно объемная акция проходила в ноябре, и она уже не была самостоятельной. Были договоренности с другими движениями, что тоже характерно для наших либералов. Если мы вспомним историю их взаимодействия с нашим обществом, то начинали они с совместной работы с движением «Русские», с националистами. Сейчас этот союз, кстати, Навальному припоминают, как его националистические высказывания. Была агломерация с националистами, с лидерами коммунистического толка – с господином Удальцовым, приведшие к событиям на Болотной площади в 2012 году. Все это зафиксировано в истории. Все это должны знать молодые люди, которых пытаются завлечь в это нашумевшее движение.

В программе ростовских встреч у вас запланировано совместное мероприятие с бизнесменами. О чем вы хотели бы предупредить предпринимателей?

Многие предприниматели, занимаясь социальной работой, должны критично относиться к выбору организаций, которые привлекаются для проведения тех или иных мероприятий. В работе с молодежью, в работе с беженцами, с неустроенными представителями общества нужно внимательно подходить к тому, кого привлекать к реализации своих проектов. У нас были случаи, когда к работе привлекались представители секты, которые помимо обозначенных работ  занимались активным прозелитизмом. У нас есть  секты, которые предоставляют свои ЧОПы для охраны мероприятий, и которые, по ходу действа, активно  привлекают адептов в свою секту.

Где в России наиболее тревожно обстоят дела с духовной безопасностью молодежи?

К сожалению, у нас есть в России регионы, где активно работают организации по раскачиванию молодежи по вопросам национальностей. Но на местах люди работают, и довольно успешно. по пресечению деятельности таких организаций. Опасность нашей духовной безопасности исходит из других источников: человек, проживающий в любом регионе, с помощью возможностей интернета может создать не только свою субкультуру, но и свою религию.