Мариупольский парнишка Леня Луков начал работать в 12 лет — носил коробки с кинолентами из одного городского кинотеатра в другой. Конечно, ни одного нового фильма Леня не пропускал, смотрел по несколько раз, и мечтал попасть в кино. Молодой человек окончил рабфак, работал корреспондентом в газете, но мечту о кино не оставлял. Свою карьеру в кинематографе он начал в качестве сценариста в 1927 году в возрасте 18 лет. Увидев свою историю на экране, Луков определился со своей мечтой: он будет кинорежиссером. Вместе с Луковым в советский кинематограф пришли шахтеры Донбасса.

Край сильных людей

Начало циклу о Донбассе положил фильм «Итальянка», выпущенный Луковым в декабре 1931 года. Кино об участии комсомольцев в восстановлении угольной промышленности Донбасса не очень тронуло советского зрителя, но Луков понимал – это поиск своего стиля, своего языка. Все еще будет. Тем более, что он уже нашел свою главную тему – Донбасс и его люди.

«Донбасс, — говорил Леонид Луков, — край сильных людей, людей с красивой душой и великим сердцем».

Такие люди и стали героями фильма «Большая жизнь», снятого в 1940 году. Картина сразу полюбилась зрителям. Особый успех имел этот фильм в городах и рабочих поселках Донбасса. На него шли целыми семьями, шли как на большой праздник, рассказывает краевед Лев Яруцкий. Образы, воплощенные на экране Борисом Андреевым, Петром Алейниковым, Иваном Пельтцером и прочими актерами советской школы, были узнаваемы. А сам сюжет, повествующий как добрый, но несколько непутевый парень, превозмогает себя при помощи, разумеется, коллектива, и становится полезным членом общества, надолго застолбил свое место в сценариях отечественных драматургов.

Именно в этом фильме прозвучала шахтерская песня №1 «Спят курганы темные». Советские люди подхватили лирическую композицию Никиты Богословского и песня зажила самостоятельно. В свой репертуар ее включили Марк Бернес, Валерий Золотухин, Юрий Богатиков, Иосиф Кобзон и Николай Расторгуев. Песня из музыкальной зарисовки шахтерского быта со временем стала светлым символом советской эпохи.

Великая Отечественная война поменяла планы начинающего кинорежиссера. Вместе с Киевской киностудией Луков эвакуируется в Среднюю Азию. Время требует других героев и другие темы, поэтому в Ташкенте Луков снимает сначала «Александра Пархоменко», а через год – «Двух бойцов». Оба фильма были приняты и зрителем, и правительством. Первый, по просьбе представителей военного командования предложили срочно перевести на украинский язык для отправки его в партизанские соединения. Это было связано с немалыми трудностями, но задание командования выполнили в кратчайший срок, и уже летом 1942 года «Александр Пархоменко», по выражению зрителя, «громил гитлеровцев». А вторая кинолента – «Два бойца» – встала в ряд классики советского кинематографа.

Не тот Донбасс

Как только закончилась война, Леонид Луков возвращается к своей любимой теме – Донбассу. Уже в 1945 году выходит на экраны фильм «Это было в Донбассе», о борьбе молодых жителей Донбасса с немецкими оккупантами. И тут же начинается работа над продолжением «Большой жизни». Полюбившиеся зрителям герои довоенного фильма теперь взялись за восстановление разрушенной войной родины. Вторая серия «Большой жизни» была готова уже в 1946 году. Но на экраны страны не вышла. Приведем отрывок стенограммы выступления Андрея Жданова (кстати, тоже уроженца Мариуполя) на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б).

«Секретариат считает необходимым поставить вопрос об очень крупных недостатках в фильме «Большая жизнь», которые ставят вопрос о возможности его демонстрации на экранах. (…) Речь идет о восстановлении Донбасса после ликвидации немецкой оккупации. Здесь должны быть показаны соответствующим образом и люди, и их идейная сторона, и их работа. Ни того, ни другого в фильме нет.

Донбасс и его восстановление показаны, как будто бы речь идет не о восстановлении в 1945 или в 1946 годах, на том уровне, который достигнут нами в течение четвертой пятилетки, а восстановление Донбасса показано на том фоне и в таком виде, как будто речь идет об эпохе после окончания Гражданской войны или после окончания Первой мировой войны. Не тот Донбасс показан в фильме. Восстановление проводится не на основе механизации трудоемких работ, а на грубом физическом труде. (…) Люди, которые занимаются восстановлением, показаны извращенно. Это люди малокультурные, пьяницы, малопонимающие в механизации современной, это не те люди, которые сейчас там работают.

Второй крупный недостаток заключается в том, что в фильме неправильно трактуется отношение между государством и коллективом. [...] Да разве мыслимо восстановление Донбасса и какой-либо другой отрасли производства без организующей роли государства во всех предприятиях? Третий факт. Восстановление этой шахты начинается после того, как она была освобождена войсками Красной Армии. Восстановление началось до окончания войны. А шахтеры, которые участвуют в восстановлении, забыли о войне. Личному придано гораздо большее значение, чем общественному.

ЦК ВКП(б) считает, что этот фильм нельзя на экраны выпускать».

Но не это было самым страшным для Леонида Лукова. Когда в обсуждение фильма вступил Сталин, кинорежиссер не мог слова вымолвить. Отрывок из стенограммы.

«СТАЛИН. Мы этот фильм смотрели, смотрели и первую серию. Она лучше, первая серия, хотя тоже вызвала критику. [...] То, что там изображено, это, конечно, не большая жизнь. Все взято для того, чтобы заинтересовать нетребовательного зрителя. Одному нравиться гармошка с цыганскими песнями. Это есть. Другому нравятся ресторанные песни. Тоже есть. Третьему нравятся некоторые рассуждения на всякие темы. И они есть. Любовные похождения тоже есть [...] О восстановлении тоже есть немного, хотя это фильм о восстановление Донбасса. [...] Что за восстановление показано в фильме, где не одна машина не фигурирует? Все по-старому. Говорят, что теперь фильм можно исправить. Я не знаю, как это сделать.

ЛУКОВ. Разрешите исправить. Это ошибки.

СТАЛИН. Это не ошибки. Мы по-разному понимаем дело.

ЛУКОВ. Разрешите все-таки исправить. Я делал первую серию, я сам из Донбасса. Я спутал эпохи, сейчас мне все ясно, разрешите мне исправить.

СТАЛИН. А скажите, вы способны исправить? Если можно будет исправить, исправляйте, пожалуйста. Но очень трудно будет, все надо перевернуть. Это будет, по существу, новый фильм».

Удачное произведение

Новый правильный фильм о Донбассе Леонид Луков снял в 1950 году на Московской киностудии им. М. Горького. Назывался он, конечно, не «Большая жизнь», а просто – «Донецкие шахтеры». Сюжет фильма был чрезвычайно актуален для восстанавливаемого Донбасса. На одной из передовых шахт испытывается новый угольный комбайн. Он оказался не вполне совершенным. Его конструктор Трофименко продолжает работать над улучшением агрегата. Почётный шахтёр Степан Недоля, молодой навалоотбойщик Вася Орлов, начальник шахты Горовой борются за внедрение новых, передовых методов труда.

Специалисты, современники выхода фильма в прокат дали оценку соответствия жизни на экране и в реальности. Заключение Художественного совета Министерства кинематографии СССР по фильму «Донецкие шахтеры: «Фильм «Донецкие шахтеры» отличается высокими достоинствами режиссерской (Л. Луков) и операторской работы (М. Кириллов). Музыка композитора Т. Хренникова помогает более яркому и доходчивому усвоению содержания фильма.

Наряду с большими достоинствами в картине «Донецкие шахтеры» имеются недостатки. В целом от фильма остается впечатление некоторой «приглаженности». Слишком много праздничных эпизодов, торжественных обедов. Ниже общего художественного уровня фильма его заключительная сцена. В целом же картина «Донецкие шахтеры» — удачное произведение. В фильме убедительно рассказано о значении труда шахтера, показана забота партии о развитии угольной промышленности и её тружениках. Художественный совет не возражает против выпуска фильма на экран». В 1951 году фильм просмотрело 18,9 млн зрителей, в результате чего он занял 7 место по прокату в СССР.

Песен в этом фильме тоже много. Одну из них называют гимном донецких шахтеров.

Снова снимать кино Леонид Луков начал после смерти Сталина. Но всесоюзной славы его фильмы уже не получили.

Луков умер в апреле 1963 года в возрасте 53 лет. Причиной смерти стала сердечная недостаточность: после встречи со Сталиным кинорежиссер перенес три инфаркта.

Краевед Лев Яруцкий пишет, что в Мариуполе, на главном городском проспекте стоит кинотеатр имени Леонида Лукова. Он же упоминает и дом, где родился «певец Донбасса» кинорежиссер Луков, по адресу ул. Карла Либкнехта, 18. Интересно, пощадила их война?

Фото: http://hh.facade-project.ru/, https://www.imdb.com/