Имя «Пабло Эскобар» известно на слух, и часто оно ассоциируется с Колумбией, так же как при упоминании России мы представляем морозы, холод и водку. Но действительно ли мы знаем о Колумбии что-то, что не связано с стереотипами, которые сохраняются год за годом?

Поговорим о Колумбии, стране, переполненной искусством. В каждом уголке страны можно увидеть выражения таланта, проявляющиеся в различных аспектах повседневной жизни.

Если немного вернуться в прошлое, можно отметить, что в XIX веке, в контексте независимости Республики, возникло искусство, связанное с национализмом, доминировавшее в портрете и живописи, с целью возвысить идеалы свободы и прогресса.

В начале 70-х годов мы находим первые признаки современного уличного искусства, корни которого лежат в контркультурном движении того времени. Тогда это в основном были лозунги и трафареты. Однако в 1980-х годах граффити пережило расцвет. Некоторые художники начали использовать общественные пространства, чтобы оспорить «статус-кво» (состояние дел в определенный момент) и поднять вопросы социальной несправедливости. С течением времени граффити эволюционировало, принимая различные стили и техники, пока не превратилось в самостоятельное художественное движение.

На протяжении истории возникло присвоение искусства с целями, которые со временем привели к современному искусству, где появляются авторы и работы, рожденные из революций и политических битв.

Знали ли вы, что...?

Колумбия нашла способ донести свои социальные требования до правительства через художественные выражения, такие как театральные представления, танцы, муралы и граффити. В ходе протестов 2021 года (самого масштабного социального взрыва XXI века), неправительственная организация (НПО) «Dejusticia» совместно с «Colectivo Fundatempo» (группа художников и культурных активистов) создала художественную инсталляцию в Национальном парке Боготы. Эта инсталляция состояла из печатных материалов Конституции Колумбии и чтения прав и обязанностей граждан, что было одной из причин, вызвавших протесты. Во время тех же протестов Филармонический оркестр Колумбии дал публичное выступление с целью продвигать ненасилие и выразить свою поддержку национальной забастовке (национальному протесту).

Искусство не только существует в историческом контексте, но и служит формой революции. Это художественное выражение, которое не только отображает объект художника, но и борьбу, которую он ведет, чтобы улучшить свои жизненные условия.

Поговорим также о большом количестве граждан, которых считают уличными художниками в различных областях: живопись на городских муралах, рисунки, сопровождающие артистов на Седьмой улице (пешеходной улице в столице, заполненной продавцами и уличными художниками), выступления с воздушной акробатикой (танец на полотнах) и сценические постановки на светофорах, а также музыка, которую исполняют певцы в общественном транспорте. Искусство — это их повседневная жизнь, их работа, их образ жизни.

Тем не менее, этот положительный аспект присвоения искусства как части колумбийской культуры исходит из пропасти социальных проблем, с которыми сталкивается страна.

На протяжении истории мы можем наблюдать конфликты, которые Колумбия пережила, и которые привели к критическим ситуациям, таким как высокий уровень экономического неравенства, наркоторговля, бедность, безработица и вооруженный конфликт.

Тем не менее, многие жертвы этих условий нашли путь к устойчивости (хотя и экономически низкой) через свои творения, будь то продажа скульптур, фигур из проволоки, живописи, портретов, карикатур или что-то настолько необычное, как подняться в общественный транспорт и исполнить музыкальное произведение.

Как и в каждом уголке мира, существует «вторая сторона медали».

Экономическое неравенство является постоянной проблемой с колониальных времен, поскольку в начале испанской колонии социальная структура основывалась на иерархиях, где ресурсы концентрировались в руках элиты креолов, оставляя народы, такие как индейцы, афронаследники и крестьяне, в условиях бедности и исключения.

После независимости условия почти не изменились. Распределение земли (основной источник дохода) оставалось несправедливым. Несколько позже, в XX веке, процессы аграрной реформы в основном потерпели неудачу, в то время как возникли новые проблемы, такие как вооруженный конфликт, наркоторговля, условия доступа к здравоохранению и отсутствие образовательных возможностей в сельских районах, что способствовало увеличению неравенства.

С начала последнего века были достигнуты некоторые успехи в сокращении бедности. Тем не менее, неравенство в Колумбии сохраняется. Политики трансфертов, такие как «Renta Ciudadana» (программа помощи бедным семьям), помогают улучшить условия жизни уязвимых слоев населения, но этого недостаточно, чтобы исправить десятилетия структурного неравенства.

Неравенство в Колумбии является результатом истории несправедливости и неравенства, особенно по отношению к народам с меньшими экономическими ресурсами, большей социальной изоляцией и более серьезными структурными проблемами в политике. Эта реальность привела к формированию «боевой» и революционной культуры среди граждан. Можно увидеть, как с течением времени, из-за истории, сформировалась народная культура, которая заявляет о необходимости бороться за те социальные, экономические и политические улучшения, которых мы хотим достичь. Одновременно можно заключить, что для колумбийцев искусство стало инструментом для ведения этой борьбы.