Не бывает народов, которые любят войну

Наша страна претерпела так много ужаса, и так тяжело этим переболела, что не должна об этом забывать

Колумнистика 31 мая 2018, 12:48

Светлана Лукьянчикова

979
0

В июне на экраны страны выходит лента, снятая о работе спецслужб России - «Решение о ликвидации» . Снял  ее режиссер   знаменитой  «Красной  капеллы» Александр Аравин.  Мастер, для которого слова «люди, которые подвиг называют работой» -  не пустой звук.   Он таких людей знает и о них снимает свои фильмы.

Честно и без пропаганды

После   кавказских войн 90-х годов прошло  уже   немало   времени.  Сегодня  мирные республики   стали  забывать  ужасы  военного  времени…  Нужно  ли   опять  ворошить   былое,  поднимать  эти  темы?  Аравин  утверждает -  нужно!

  - Да,   после  кавказских  войн  прошло  время. С  одной  стороны, это  хорошо,   что  наши дети  порой не  знают    имена   боевиков, которые  у нас  тогда мелькали  в  новостях,  но  с  другой  стороны – забывать об этом  нельзя.  Потому  что  терроризм – это  чума 21 века, -  говорит  режиссер  картины  «Решение  о  ликвидации».  - Он расползается  по  всему миру. И  не  секрет, что в  ИГИЛЕ (Организация запрещена в РФ)  участвуют  выходцы  из России. Причем  идут не  по  идейным  соображениям, а  нередко  покупаются  на псевдореволюционную романтику.  Наша  страна, которая  претерпела  от этого  ужаса так много,  и так  тяжело  этим  переболевшая,  не должна  об этом  забывать. Нужно рассказывать  людям. Нужно   напоминать  людям.  Я,  конечно,  знал о  трагедии    в  Беслане. Но знать и  читать – это  одно, а   другое дело  -   встать   на эту  землю.  Мы были  в  Беслане.  Мы  были  и  в  стенах  той  школы, и  в  городе  ангелов, -  той  части  кладбища, где  похоронены   жертвы  бесланской  трагедии.  Это   потрясение. Ведь   тогда   вся  эта  зараза  могла и  дальше  распространиться, если бы не   самоотверженность ребят из ФСБ.  Терроризм  пришел  бы  и  к нам  домой…

- Можно  сказать, что   вы  выполняли  заказ  на  «патриотический  фильм  о   спецслужбах»?

- Заказа  не  было, помощь -  была.  У  меня жизнь  складывается так,  что   я  снимаю  патриотические  фильмы. Мне  интересна  эта тема.  Кроме  того, меня  всегда  восхищали  люди, о  профессии которых  очень хорошо  сказал один  художник – «совершают каждый  день подвиг, называя  его своей  работой». Люди,  которые  охраняют нашу  жизнь.  Такова  их  работа.  Поэтому  я  был  очень рад  тому, что могу  снять такую  картину.  Ведь замечу,  чем  лучше  работают наши  спецслужбы -  тем  меньше мы о них  знаем.  Многие  замечательные операции  закрыты   еще  со времен  второй  мировой   войны,  о   них пока никакой  доступной  информации. А  сейчас пришло  другое  время,  и   ФСБ  пошло нам  на   встречу, оказав  информационную и консультативную помощь.  Когда появилась  возможность   рассказать  эту  историю – я  очень за нее  ухватился. «Мосфильм»  и  Карен  Шахназаров  поддержали   мою  идею. 

- Насколько   эта  история  подлинная?  Не было  ли  ситуаций, когда  ваши  консультанты  говорили – «все,  ребята,  дальше копать не нужно»?

- Это  не  документальная  реконструкция, это – художественное произведение. Как и  в фильме «Красная  капелла»,  где часть сюжета была основана на реальных   событиях истории  советских  разведывательных  организаций на  территории   Франции, Германии,  Бельгии. И  «Решение о ликвидации»-  тоже  некая   обобщающая   история.  И в  сотрудничестве  со спецслужбами у  нас  не  было  никаких   преград, наоборот,  в  какие-то моменты  они даже  говорили -  а  может    немножко  еще добавить? И  тут   уже  мы  говорили, что  строим все-таки драматургическую  историю  о  героях невидимого  фронта,  не  было  задачи  документально  воспроизводить  какую-то   операцию,  это  скорее  - итог  кавказских  войн.  Фильм  честный,  совсем  не  пропаганда.

«Антитеррористический  экшн»?

Среди   тех людей,  кто  уже  смог  увидеть   «Решение  о  ликвидации»,  появилась  такая  характеристика -  «Антитеррористический экшн».  Однако   режиссер  Александр  Аравин  не    согласен с  таким определением своей  картины.

- Как ленту  только   не   пытались называть - и  экшеном, и триллером, и  даже  боевиком. Но для меня   это – драма с элементами  экшена, -  рассказывает  Александр  Аравин. -  Когда  мы  общались  с   нашими консультантами,  они  сразу  сказали: «мы бы  не  хотели   быть на  экранах  Джеймсами Бондами. Некие ребята, которые,  выпив  хороший  коктейль, пошли  и   что-то сделали….  Все   такие   целлулоидные.    Мы -  работаем, мы - живые».  Ни боевик, ни  экшн  не  предполагают  живых людей,   там – типажи и  функции. Наши же  герои -  люди, сомневающиеся, переживающие, поступающие   где-то   правильно,  где-то – нет.  Но они борются не ради славы, а  ради  жизни на земле.  Пафосные  слова, но  достаточно  точно отражающие  их  работу.

- Мы, снимая   фильм, не хотели  красиво  врать, навязывать кому-либо какую-то  идеологию. Главной  идеей  нашего  фильма    можно  считать  противодействие  терроризму,  явлению, на  мой  взгляд,  глубоко    чуждому  всему  живому.

- Снимали   летом   2017  года  в  Осетии  и  Ингушетии. Природа  там такая,  что можно  сказать -  рай  на земле. Сама  святая  вечная природа  отторгала   те  события и  тех людей, они изначально  были  обречены. И народ – как продолжение этой  природы,  тоже   отвергает  терроризм.  Понимаете, иногда  народы   болеют. Но  потом   выздоравливают.   Вот  такое  мы   сейчас  видим   на  Украине.  Это болезнь. У нас  снималось   много  чеченских  актеров,  и   эти мысли -  не  только  отражение   нашей, русской  части съемочной группы, но  и   их,   представителей  кавказских  народов. Кто-то из  них застал  то  время, кто-то  нет, но   они лучше  нас знают эту историю. Герои  нашего  фильма с  обеих  противоборствующих  сторон  говорят -  «наши  дети  должны  жить  в  мире». Не  бывает народов,   которые  любят  войну. У  всех  одни  ценности -  любовь, семья. И только   какие-то  внешние  обстоятельства  могут превратить любого человека в зверя. Но  изначально – добро.

- Правительство республик  помогало?

- Мы  встречались  с  правительством  обеих  республик.  Они  предлагала  всяческую помощь.   Но  мы    хотели  снять  честную  картину, поэтому   помощь принимали только  в организации. От  материальной  помощи отказывались, все снято на  деньги  «Мосфильма»,  нет ни копейки  государственных  денег, - утверждает   режиссер. -  Помощь была  в  доброжелательности  по  отношению к  съемочному  процессу. Люди в  республиках  не  избалованы   съемками,  поэтому  отношение к кино  как  в    Советском  Союзе -   всячески  помогали,  просились в   массовку.  Кстати, и у актеров (а  у нас снялся  почти весь состав  труппы   чеченского театра  им. Х. Нурадилова)  настолько  детское отношение  к  профессии -  они настолько  достоверны, искренни.

Сложности  были  в одном  -  в передвижении от  локации до города. Пока доедешь до  красивого места – два  часа пройдет, пока  разберешь там все и  установишь -  еще время  пройдет и на  съемки остаются   5-6  часов из 12.  Тем  не  менее,  в итоге  после  съемок  у  нас  было   столько материалов,  что    вышло  не  только  кино, но и   на незапланированный  4-хсерийный сериал  хватило.  Причем   почти весь материал  сериала  в  фильм  не  вошел.

 - Надеетесь  на коммерческий  успех  картины, сейчас  ведь это  один  самых  важных  показателей   удачного  кино?

 - Один  продюсер  сказал мне как-то -  «зритель  этого не поймет». На   что я   ему ответил: «Я 15  лет занимаюсь  кино,  и я не могу   заранее  сказать, -  поймет  зритель или нет?  Главное - я делал  это  искренне».  Будет   ли  коммерческий  успех? Не знаю. Могу сказать, что   на  предварительных  просмотрах  видел - зритель смотрит  с  интересом, -  говорит   наш  собеседник. -  Фильм  живой. Кроме того, это получилась, как  ни странно, абсолютно  мужская  картина.  У нас  нет героинь.   В  сериале – есть, а в  картине – нет. Но  женщинам, которые  смотрели  фильм,  - он  нравится. Потому  что   на  экране -  настоящие  мужчины, и  отрицательные, и положительные.  Скажем  так, по  части  наполненности  настоящими  мужиками -  картина  редкая.  Также неожиданно  для   нас  женщины-зрительницы сказали -  есть,  где поплакать: один  персонаж  вдруг   некую  лирическую  линию  повел, которую мы  и  не  предполагали. 

Премьера «Решения о ликвидации»  состоится  31  мая в   Москве, в кинотеатре  «Октябрь», а 7 июня фильм  выходит на  экраны  России.  Сейчас идут переговоры  о  показе  фильма   в   республиках Северного Кавказа, где  он  снимался. 

В  главных ролях снялись  Игорь Петренко, Аюб  Цингиев, Алексей  Вертков,  Дмитрий  Парастаев, Иван  Шахназаров. Сериал  выйдет  немного  позже.

 


Показать комментарии

Читайте также: