Тайна гибели малазийского «Боинга» в небе над Донбассом 17 июля 2014 года остается не раскрытой. Но следователи прокуратуры ДНР собрали на месте падения лайнера неоспоримые улики, свидетельствующие о преднамеренном преступлении.

- На место крушения самолета мы выехали группой в 12 человек, - вспоминает начальник отдела Генеральной прокуратуры ДНР старший советник юстиции Александр Гавриляко. – Я тогда работал в системе МВД Украины. Распоряжение собрать следственную группу получил от начальника ГУВД Донецкой области МВД Украины генерал-майора Пожидаева. Его указание подтвердил и начальник СУ УВД Донецкой области полковник Гончаров. Вместе с нашей следственной группой на месте крушения работали четыре эксперта-криминалиста во главе с Богданом Маклаковым и руководитель Донецкого областного бюро судебно-медицинской экспертизы Дмитрий Калашников.

 У нас уже был печальный опыт такой работы, нам приходилось обследовать места крушения нескольких авиалайнеров в Донецкой области. Последняя такая авиакатастрофа произошла в 2006 году, когда упал российский авиалайнер ТУ-154 с 176 пассажирами на борту, совершавший рейс Анапа - Санкт-Петербург.

В ДНР летом 2014 года менялись власти, было две прокуратуры – киевская и донецкая. Я тогда еще подчинялся Киеву, но на место катастрофы поехал со следователями ДНР.

К моему удивлению на следующий день я получил приказ: не участвовать, саботировать, затягивать расследование. Я отказался подчиняться, на что услышал от Гончарова: «Это твой выбор!»

- По просьбе местных властей, первым делом занялись осмотром села Рассыпное и его окрестностей, где трупы и фрагменты тел с самолета разбросало во дворах, огородах, на крышах. Поэтому мы начали оперативно обрабатывать село, а затем только окружающее поле. Осмотрели и описали 36 трупов и места их изъятия,- продолжает вспоминать Александр Гавриляко. 

С местными властями договорились о грузовом автотранспорте с краном, рефрижераторе для перевозки трупов и ангаре для складирования самолётных обломков для последующей выкладки. Тем более, мы уже знали причину падения «Боинга» и искали поражающие элементы, которые могли застрять в телах пассажиров, бортовой обшивке или упасть в почву. Искали остатки взрывчатого вещества, чтобы идентифицировать боеприпас, которым был сбит самолет.

Со своим киевским начальником я еще общался 18 июля он пояснил, что пришёл приказ ничего не осматривать, и, вообще, этим делом теперь будет заниматься СБУ. Правда, разрешил убрать обнаруженные в Рассыпном, 36 трупов. И тут мне всё сразу стало ясно. Если бы Украина была заинтересована в расследовании этого дела, в котором якобы фигурировала российская сторона или местные ополченцы, то нас бы землю заставили рыть, но найти улики.

Конечно же никаких сотрудников СБУ мы так никогда и не увидели, потому что съехали они из Донецка ещё в мае того же года. Мы, конечно же, упаковали найденные и описанные человеческие останки и отправили в морг областной клиники им. Калинина.

Первая наша находка в тот день подтвердила мои догадки - на обломке обшивки фюзеляжа мы нашли пробоины с вогнутыми вовнутрь краями. Это свидетельствовало о внешнем характере происхождения этих пробоин. Именно в этот момент появились сотрудники миссии ОБСЕ и заместитель начальника УВД Донецкой области МВД Украины полковник Алексей Дикий.

Дикий, к которому я обратился за помощью, так как моих сотрудников явно не хватало для выполнения такого объёма работ: всё осматривать, изымать, упаковывать и главное протокольно оформлять все эти действия. Он меня связал с генералом Пожидаевым, который удивился моему нахождению на месте крушения лайнера. Молча выслушал мои аргументы о христианском и человеческом долге перед погибшими, он лишь поинтересовался куда мы отправляем трупы, и распорядился отправлять не в Донецк, а в Харьков. Но как это практически осуществить в услови-ях начавшихся боёв за Саур-Могилу, которая находилась рядом, он не пояснил. 

Тем не менее, все найденные 19 июля человеческие останки были надлежащим образом осмотрены с соблюдением всех полагавшихся в таком случае процедур и отправлены в Харьков. После чего по требованию охраны мы свернули работу, так как бои приближались к месту катастрофы. Но мы успели опросить под протокол местных жителей. Они слышали в тот роковой день 17 июля два хлопка: один сильный другой послабее. Они отчётливо видели в небе падающий пассажирский авиалайнер с оторванным крылом и хвостом, а выше него вдалеке маленький серебристый самолёт.

Украинская сторона, конечно же, отрицала присутствие своих военных самолётов вблизи малазийского «Боинга». Не случайно спустя два дня все сотрудники правоохранительных органов, кто расследовал эту катастрофу, получили приказ выехать окольными путями в Славянск. Большая часть уехала, но часть, в основном уроженцы Донбасса, остались на местах.

Вывод в данном случае напрашивается сам собой, согласно известной юридической формулировке: «Кому это выгодно?». Обвинение в адрес Российской Федерации, как заказчика этого злодеяния, совсем беспочвенны. В данном преступлении, учитывая сложную внешнеполитическую обстановку, ей никакой выгоды нет. Скорее наоборот российская сторона заинтересована в проведении как можно более прозрачного расследования обстоятельств этого преступления. А её уже на следующий день западные СМИ назначили виновной. Обвинять ополченцев Донбасса тоже не приходится. Они тогда были вооружены охотничьими ружьями.

С выводами Александра Гавриляко соглашается и начальник Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы ДНР Дмитрий Анатольевич Калашников. До 2014 году он руководил этой же самой службой, но украинской.

-  Информацию о падении авиалайнера я получил вечером того же дня от очевидцев, жителей села Рассыпное. Пока принималось решение и согласовывалось по различным инстанциям прошло почти полтора суток. В это время стояла влажная погода: жара вперемешку с дождями, что впоследствии сыграло свою роль. На месте работал в связке с экспертами-криминалистами. Решили первым делом поехать именно туда, где нашли кабину самолета, фиксировать всё и начать описывать тела там.

В большинстве своём трупы были обнаружены обнажёнными. Что впоследствии породило версию о том, что «Боинг» загрузили мёртвыми телами заранее. На самом деле пассажиры падали с большой высоты и потоком воздуха с них срывало одежду.

Взорвался самолёт изнутри или был сбит внешним воздействием снаружи, я это утверждать не берусь, но всё говорит о том, что он развалился в воздухе. Если взять аналогию с крушением российского авиалайнера в 2006 году, то он падал, как клиновый лист, после отказа двигателей. И потому место его падения можно было зафиксировать одной фотографией, настолько плотно лежали останки «тушки». А тут всё оказалось разбросанным на большой территории, отчего я сразу сказал, что взрыв произошёл на большой высоте.

Осмотр кабины и тел членов экипажа подтвердил мою версию о взрыве (внутреннем или внешнем) на большой высоте. Я считаю, что удар был нанесен в районе кабины, после чего пошла дальнейшая фрагментация самолёта.

Один из лётчиков был плотно пристёгнут к креслу. Рядом с ним находилось ещё несколько тел членов экипажа. Их мы идентифицировали по форменной одежде, остатки которой сохранялись на трупах пилотов. Всего в Рассыпном обнаружили 36 трупов, которые доставили в наш донецкий морг. Из этого числа нами было обследовано 27 останков, когда поступила команда отправить все имевшиеся у нас человеческие останки с места крушения в Харьков, погрузив их в специально выделенный для такого случая рефрижератор. Я оставил осмотр тел членов экипажа на потом. А теперь сожалею об этом. Наверняка, мы нашли бы в их телах и поражающие элементы, и много чего такого, что могло пролить свет на эту трагедию. Но кто поверил бы нам тогда, как в прочем и сейчас. Сказали бы, что это мы подложили.

Кстати, нет сообщений об исследовании трупов лётчиков в Голландии. Видно, есть что скрывать. А я могу показать фотографии, где отчётливо видны проникающие отверстия в теле того самого, что был пристёгнут к креслу. А его форменная рубашка выглядит на снимке как решето. Спустя два месяца приезжала к нам международная комиссия голландских и канадских специалистов. Все собранные мною материалы с фотографиями мы им полностью передали. Почему же тогда они умалчивают об этом, непонятно? Возможно, в них хранятся сведения, которые не угодны западной стороне? Хотя мы не вскрывали трупы по этическим (большинство пассажиров мусульмане) и политическим (как ни как иностранцы) соображениям, а ощупывали их, установив внутренние повреждения.

Голландские следователи появились спустя неделю после авиакатастрофы, когда все найденные на том момент трупы уже находились в Харькове. Техническое оснащение моргов в Европе, в Голландии, намного выше, чем у нас. Рентген-установки могли бы обнаружить металлические поражающие элементы внутри человеческих останков или фрагменты бортовой обшивки. Но раз ничего подобного голландская сторона до сих пор не предъявила миру, значит, ей есть, что скрывать.

У всех исследованных нами трупов мы взяли биоматериалы для последующей генетической экспертизы. Их голландцы категорически отказывались брать, но я с трудом передал им эти ДНК-материалы. Причём, визитёры хотели взять биоматериалы просто так, но я настоял на официальном оформлении факта передачи. Они вообще никаких официальных бумаг не хотели подписывать.

Тайна гибели малазийского «Боинга» 17 июля 2014 года будет раскрыта. Важным подспорьем в этом деле, несомненно, могут стать факты, собранные и зафиксированные следователями ДНР, которых за честное исполнение своего служебного долга, украинская сторона поспешила записать в предатели.