На питчинге Международного фестиваля мотивационного кино и спорта BRIDGE of ARTS 2017, который прошел в Ростове-на-Дону, особым интересом со стороны жюри пользовались проекты документального кино. О перспективах этого жанра в киноискусстве мы поговорили с членами жюри ростовского питчинга – Валерией Байкеевой, Давидом Шнейдеровым и Симоной Бауманн.

О смелости

Основной «заплыв» начинающих документалистов произошёл во второй и третий день ростовского питчинга. Тогда, как призналась сценарист и драматург Валерия Байкеева, «члены жюри просиживали на пятой точке по шесть часов, забыв о всяческих нуждах своих организмов».

 – И я, и Давид бесконечно уважаем документалистику, знаем ей цену. Это незаслуженно затравленное и задвинутое кино, – начинает разговор Валерия.

 – Я часто езжу по фестивалям, – включается кинокритик Давид Шнейдеров, – и вижу, с одной стороны, радующую, а с другой – пугающую тенденцию: год от года всё лучше и лучше становятся программы документального кино и всё хуже и хуже – программы игрового кино. Вот в 2016 году на фестивале «Литература и кино» в Гатчине жюри было в панике, потому что не знали, кому из игровых фильмов присуждать награду. Игровые фильмы были убогие, а смелыми, отчаянными, блестяще сделанными были документальные ленты. К примеру, фильм о Науме Коржавине «Время дано», который снял сын Владимира Мирзоева – Павел: это было такое кино, которое я смотрел не отрываясь. Это была такая правда о жизни, о стране, о людях! Поэтому его не показывают и отовсюду убирают. Настоящую документалистику боятся выпускать на экраны, на зрителя. На мой взгляд, с тем, что документальное кино становится всё лучше и лучше, связано и закрытие телеканала 24_DOC. Кто ж позволит круглосуточно говорить правду?

О правде

Информация к размышлению: канал 24_DOC был открыт в 2005 году компанией «АртМедиа Групп». С 2011 года он вошёл в медиахолдинг «НКС Медиа» и стал единственным телеканалом актуальной мировой документалистики в России. В его эфире были представлены фильмы-лауреаты премии «Оскар» и призёры главных кинофестивалей планеты, захватывающие сериалы и самые громкие телевизионные проекты современности, уникальные биографии и фильмы-сенсации. С июля 2015 года телеканал начал прокат современного документального кино в кинотеатрах России. В это же время был запущен онлайн-кинотеатр на сайте 24doc.ru, где транслировались лучшие документальные фильмы мира. За последние два года, по словам главного редактора канала Марии Мирошниченко, популярность телеканала 24_DOC выросла в три раза.

Однако 1 июля 2017 года канал 24_DOC был закрыт. Руководитель направления внешних коммуникаций «Цифрового телевидения» (совместное предприятие ВГТРК и «Ростелекома») Евгений Кузин объяснил это решение тем, что смотрит его в основном молодёжь, которая составляет малую часть ТВ-аудитории. Казалось бы, радоваться надо, что молодёжь вытащили из Интернета и усадили у экранов телевизоров, ведь об этом мечтают все телеканалы России. Видимо, подоплёка всё-таки в самой документалистике – она правдива.

 – Документалистика основывается на настоящих правдивых историях, – считает Валерия Байкеева. – Мне когда-то продюсеры запрещали писать сценарий сериала о маршале Жукове так, как я хотела: с правдой, – и про мародёрство, и про жестокость, и про всё, что окружало его в тот период. Я до хрипоты пыталась доказать, что измерять людей войны той же линейкой, которой мы измеряем людей мира, – нельзя. Я хотела рассказать о людях войны! Но мне не дали.

О политике

Документалистика – это не только правда, но ещё и политика. Даже самый прекрасный документальный фильм может не найти своего зрителя по политическим соображениям. Например, на BRIDGE of ARTS 2017 Всемирный фонд дикой природы представлял фильм Сергея Ястржембского «Тигры и люди». Лента – о том, как человек истребляет популяцию амурских тигров. Картина уже получила призы на международных фестивалях, сейчас едет на фестиваль экологического кино в Нью-Йорке, но массовый российский зритель её вряд ли увидит.

 – Пробиться на телеканалы нам вряд ли удастся, потому что в нашем фильме сильный политический контекст, – говорит режиссёр Сергей Ястржембский. – И он отпугивает тех людей, которые отвечают за телеконтент. В картине субъектом критики является Китай, который виновен в уничтожении огромного количества тигров. Та же ситуация с фильмом «Кровавые бивни», про уничтожение слонов. Политика мешает продвижению этих фильмов на телеэкран. Надеемся показать «Тигров и людей» на региональных телекомпаниях – на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае, раз уж нас не выпускают на большой экран.

По тем же причинам не увидели россияне и некоторые работы известного немецкого продюсера Симоны Бауманн, члена жюри ростовского питчинга. Один из фильмов, который она продюсировала, – о коррупции в олимпийском Сочи – в России к прокату так и не допустили. В киноклубах, для малого количества зрителей, прошли российские премьеры и других её лент: «Ходорковский», «Труба», «Рейдеры», The Oligarchs' Wives: Russia, Rubles, and Love, Boris Nemzow: Tod an der Kremlmauer.

 – Документалистику везде сложно снимать и продвигать, – отмечает Симона. – У нас в Германии есть специальные фонды, которые поддерживают документальное кино. Конечно, это небольшие деньги, есть определённый лимит на съёмку документальных лент в год, но всё же – хоть что-то. Пока обычных немцев интересует ситуация в России – мы будем снимать фильмы о вашей стране. Конечно, не игровые, а документальные, потому что в них есть правдивый, не приукрашенный идеологией государства взгляд на происходящие события. Вот сейчас у нас с ростовским режиссёром-документалистом Александром Расторгуевым идёт работа над фильмом об оппозиции в России. Это безумно интересно, поэтому я сознательно занимаюсь продюсированием именно документального кино.

О питчингах BRIDGE of ARTS

По мнению всех членов жюри, питчинг Международного фестиваля мотивационного кино и спорта BRIDGE of ARTS 2017 показал, что не всё так печально в нашем кинематографе. Симона Бауманн забрала с собой в Германию для более тщательного ознакомления все четыре заявки документальных проектов, представленные на питчинге в Ростове. В проект документального кино «От чего мы вымираем» Максима Рожкова «мёртвой хваткой» вцепился Давид Шнейдеров: «Когда парень приносит заявку на документальный фильм из восьми частей, из которых можно сделать полнометражный американский блистательный блокбастер, – я устоять не могу».

 – Да и среди заявок игровых фильмов были такие проекты, которые могут стать в один ряд с документалистикой, – завершает разговор Валерия Байкеева, – настолько они свежие, оригинальные, правдивые и жёсткие. Думаю, что всё-таки питчинг BRIDGE of ARTS 2017 нашему кинематографу что-то даст.