До конца февраля начнется строительство самого знакового для России моста - перехода через Керченский пролив длиной в 19 километров. Росавтодор уже выдал разрешение на старт работ.

Мост должен быть готов к концу 2018 года, рассказали в ведомстве. И уже на летний сезон-2019 большое число поклонников Крыма приедут в отпуск на машине или на поезде, минуя паромную переправу. Авто и поезда смогут развивать скорость до 120 километров в час. Грузовые составы до 80 километров. Машины и поезда не будут мешать друг другу. Мост состоит их двух параллельных сооружений - под автомобильное и железнодорожное движение, объединенных общей конструктивно-технологической схемой.

На восьми участках одновременно планируется начать забивать или погружать сваи, отметил представитель ФКУ Упрдор "Тамань". Далее возведут ростверк (верхняя часть фундамента), который объединяет эти сваи. На ростверк погрузят тела самих опор. А на них в свою очередь - опорные части моста и пролетные строения. Отдельное внимание уделят монтажу арок судоходного пролета. Под них планируется смонтировать отдельную площадку для сборки. На берегу арочный пролет собирут воедино и только затем доставят к месту установки. Когда арка будет установлена, строители займутся уже дорожным покрытием и прокладкой железнодорожных путей.

В пиковые периоды в строительстве будут задействованы до 3,5 тысячи строителей в одну смену, в том числе из Крыма и Краснодарского края. Основной набор специалистов начнется весной. Но на объекте уже работает служба контроля, идет мониторинг качества стройматериалов и конструкций. Проверяют профессиональные качества тех, кто хочет поучаствовать в строительстве моста.

Только на создание судоходного пролета уйдет более 10 тысяч тонн металла. На этом участке автомобильный и железнодорожный пролеты будут стоять на опорах с фундаментами, для сооружения которых на глубину от 50 до 94 метров погрузят более 100 стальных трубчатых свай.

Крепкие "ноги" мосту очень нужны. Над Керченским проливом, где встречаются воды Азовского и Черного морей, дуют сильные ветры. А зимой со стороны Азова идет сильный лед. Именно льда не выдержали опоры железнодорожного моста через пролив, который был сооружен в 1944 году. 3 ноября 1944 года по нему прошел первый поезд. Но сваи не были защищены ледорезами. Первая очередь строительства тогда подразумевала скорейший пуск моста, а вторая - укрепление построенного, в том числе сооружение более сотни ледорезов. Не успели. Мост действовал чуть более трех месяцев. Интересный факт: 11 февраля, за неделю до сильного ледохода, по мосту прошел поезд с советской делегацией, возвращавшейся с Ялтинской конференции в Ливадийском дворце.

4 polosa

Заменой разрушенному мосту стала Керченская паромная переправа, открытая в 1953 году.

Опорные части нового моста будут защищены от пыли, морской воды, воздействий обледенения и сильного ветра, обещают проектировщики. Антисейсмическое закрепление пролетов обеспечивает перераспределение нагрузок между опорами. Пролет над фарватером Керчь-Еникальского канала обеспечит пропуск судов через свободное пространство шириной 185 метров и высотой 35 метров.

Прокладка моста начнется навстречу друг другу со стороны Керчи и острова Тузла в направлении фарватера, поэтому пока это не отразится на зоне судоходства - Керчь-Еникальском канале. Но для безопасности мореплавания приказом минтранса все-таки введены ограничения для судоходства на двух отрезках акватории. Первый - от Тамани до Крыма вдоль косы Тузла и острова Тузла до правой бровки Керчь-Еникальского канала. Второй - от левой бровки Керчь-Еникальского канала до Керчи. Онипроходят строго по трассе строительства моста. Кроме того, в ближайшее время планируется утвердить запретные для плавания территории в районе строительства моста через Керченский пролив.

В этих районах, исключая Керчь-Еникальский канал, будет запрещено плавание всех судов и кораблей, кроме кораблей и судов военно-морского флота, федеральных органов безопасности, а также плавсредств, участвующих в технологическом процессе строительства моста в Керченском проливе.

Сколько это стоит

Стоимость проекта строительства моста через Керченский пролив в ценах конца 2015 года составила почти 212 миллиардов рублей.

Это почти на 680 миллионов рублей меньше предельной стоимости работ, установленной правительством.

"Российская газета" - Федеральный выпуск №6907 (39)